Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


О Казахстане

Города Казахстана

Города возникают не сразу. Они формируются десятилетиями, столетиями, тысячелетиями. Каждое поколение вписывает в их историю свою строку. Преемственность эта так же закономерна, как смена эпох. Крупицы труда, оставленные предками, пусть даже самые малые, заслуживают уважения, обогащают нас опытом, позволяют глубже разобраться в исторических событиях, пробуждают любовь к родной земле. Минувшее - это и назидание, и завещание нам, о чем мы не имеем права забывать. Память о прошлом должна оставаться с людьми.
 
Города растут, меняют облик. Что-то отмирает, уходит в небытие, а что-то нарождается, занимая его место.
Сверкают одетые в асфальт современные проспекты. Мчатся автомашины. Выстроились большие дома. Разбросили ветви молодые деревья. Кажется, так было всегда. Но всегда ли? Троньте историю - и вы увидите, что места эти когда-то выглядели по другому, что и до вас здесь тоже кто-то жил, только жизнь ушедших была иной, не похожей на вашу. И вы невольно спросите: "А что тут было раньше? Как выглядели постройки? Какие люди ходили, что их волновало, какие они вершили дела?". Вопросов много, и каждый из них заслуживает того, чтобы на него ответили.
 
 
Города Республики Казахстан:

 

         Алматы        
         Актобе 
         Актау  
         Астана
         Атырау
         Аркалык
         Балхаш
        Жезказган
         Караганда
         Кокшетау
         Костанай
         Кызылорда
         Лисаковск
         Павлодар
         Петропавловск        
         Ридер
         Рудный
         Семей
         Талдыкорган 
         Тараз
         Темиртау
         Уральск
         Шахтинск
         Шымкент


 
г. Абай
г. Акколь(г. Алексеевка )
г. Аксай
г. Аксу
г. Актау
г. Актюбинск
г. Алга
г. Алматы
г. Аральск
г. Аркалык
г. Арысь 
г. Астана
г. Атбасар
г. Атырау (быв. Гурьев)
г. Аягоз
г. Байконур
г. Балхаш
г. Державинск
г. Ерейментау
г. Есиль
 г. Жанаозен
г. Жанатас
г. Жаркент
г. Жезказган
г. Жем
г. Жетысай
г. Житикара
г. Зайсан
г. Зыряновск
г. Есик
 г. Казалинск
г. Кандыагаш
г. Капчагай
г. Караганда
г. Каражал
г. Каратау
г. Каркаралинск
г. Каскелен
г. Кентау
г. Кокшетау
 г. Костанай
г. Кульсары
г. Курчатов
г. Кызылорда
г. Лисаковск
г. Ленгер
г. Макинск
г. Мамлютка
г. Павлодар
г. Петропавловск
 г. Приозерск
г. Риддер
г. Рудный
г. Сарань
г. Сарканд
г. Сарыагаш
г. Cатпаев
г. Семипалатинск
г. Серебрянск
г. Cтепногорск
 г. Степняк
г. Тайынша
г. Талгар
г. Талдыкорган
г. Тараз
г. Текели
г. Темир
г. Темиртау
г. Туркестан
г. Уральск 
г. Усть-Каменогорск
г. Учарал
г. Уштобе
г. Форт-Шевченко
г. Хромтау
г. Шалкар
г. Шар
г. Шардара
г. Шахтинск
г. Шемонаиха
 г. Шымкент
г. Шу (быв. Чу)
г. Щучинск
г. Экибастуз
г. Эмба
В Казахстане насчитывается 60 малых городов, к которым относятся города с численностью населения, не превышающей 50 тыс. человек.
Из них 41 малый город является административным центром соответствующих сельских районов, что составляет 68 % от числа малых городов и 25 % от числа сельских районов.
19 малых городов не являются центрами сельских районов: Степногорск, Темир, Эмба, Жем, Капшагай, Текели, Шар, Серебрянск, Курчатов, Шу, Шахтинск, Сарань, Приозерск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Аксу, Казалинск, Жанаозен.
Часть из них являются городами областного значения, часть потеряла статус районных центров в результате слияния районов.
Перечень малых городов в разрезе областей Республики Казахстан
Область
Число малых городов
 
Наименование малых городов
Акмолинская
9
Акколь, Атбасар, Державинск, Есиль, Ерейментау, Макинск, Степногорск, Степняк, Щучинск
Актюбинская
7
Алга, Жем, Кандыагаш, Темир, Хромтау, Шалкар, Эмба
Алматинская
9
Есик, Жаркент, Каскелен, Капшагай, Сарканд, Талгар, Текели, Ушарал, Уштобе
Атырауская
1
Кульсары
Восточно-Казахстанская
7
Аягоз, Зайсан, Зыряновск, Курчатов, Серебрянск, Шар, Шемонаиха
Жамбылская
3
Жанатас, Каратау, Шу
Западно-Казахстанская
1
Аксай
Карагандинская
6
Абай, Каражал, Каркаралинск, Приозерск, Сарань, Шахтинск
Костанайская
3
Аркалык, Житикара, Лисаковск
Кызылординская
2
Аральск, Казалинск
Мангистауская
2
Жанаозен, Форт-Шевченко
Павлодарская
1
Аксу
Северо-Казахстанская
4
Булаево, Мамлютка, Сергеевка, Тайынша
Южно-Казахстанская
5
Арыс, Жетысай, Ленгер, Сарыагаш, Шардара

Они существенно отличаются друг от друга по ресурсному потенциалу, демографической ситуации, социально-экономическим показателям.

Города с преимущественным развитием добывающей промышленности -14 городов:
      добыча угля - Абай, Шахтинск;
      добыча нефти и газа - Жанаозен, Кульсары, Аксай;
      добыча металлических руд - Зыряновск, Каражал, Лисаковск, Аркалык, Текели, Хромтау;
      добыча прочих видов сырьевых ресурсов - Жанатас, Каратау, Житикара.
Города с преимущественным развитием обрабатывающей промышленности - 9 городов:
      химическая промышленность - Сарань, Алга, Степногорск;
      металлургическая промышленность - Аксу;
      машиностроение, строительство, текстильная и пищевая промышленность - Макинск, Ерейментау, Капшагай, Ленгер, Аральск.
Города с преимущественным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию - 19 городов:  
      Акколь, Аркалык, Атбасар, Есиль, Степняк, Сарканд, Жаркент, Каскелен, Уштобе, Есик, Ушарал, Талгар, Шемонаиха, Зайсан, Булаево,       Мамлютка, Сергеевка, Тайынша, Жетысай.
Города с преимущественным развитием отраслей по производству электроэнергии - Шардара, Серебрянск.
      Промышленно-транспортные центры - 8 городов: Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шар, Шу, Арыс, Казалинск.
      Научно-экспериментальные центры - Курчатов, Приозерск, Степногорск.
      Города, выполняющие функции оздоровительных центров - Сарыагаш, Щучинск, Каркаралинск.
      Города, постепенно утрачивающие прежние промышленные и непромышленные функции - 4 города: Жем, Темир, Державинск, Форт-Шевченко.

Развитие многих малых городов было непосредственно связано с определенной отраслью экономики, поэтому в зависимости от состояния и тенденций в этих отраслях складывалась и ситуация в конкретном городе.
      Сравнительный анализ статистических показателей, характеризующих динамику социально-экономического развития малых городов, уровень и качество жизни населения, позволил выделить группу относительно благополучных на сегодняшний день малых городов, к которым можно отнести Кандыагаш, Хромтау (Актюбинская область), Кульсары (Атырауская область), Текели (Алматинская область), Зыряновск (Восточно-Казахстанская область), Аксай (Западно-Казахстанская область), Лисаковск (Костанайская область), Жанаозен (Мангистауская область), Аксу (Павлодарская область). Эти города имеют значительный природно-ресурсный и производственный потенциал, высокие доходы населения.
      В то же время из общего числа малых городов выделяются депрессивные малые города, имеющие наихудшие показатели социально-экономического развития.
      В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 7 декабря 2001 года N 1598 "О Концепции региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы" для определения таких городов были использованы следующие критерии отнесения малых городов к депрессивным и их соответствующие пороговые значения:
      объем производства промышленной продукции на душу населения ниже 20 % от среднереспубликанского уровня;
      отсутствие или истощение ресурсной базы;
      периферийное положение города по отношению к крупным центрам экономической деятельности;
      удаленность городов от крупных рынков сбыта продукции;
      средний уровень безработицы за последние три года выше среднереспубликанского показателя на 50 и более процентов;
      среднемесячная зарплата, занятых в промышленности ниже по сравнению со средним по республике в 1,5 раза;
      неразвитость производственной инфраструктуры;
      неблагоприятные экологические условия.
      По совокупности данных критериев к категории депрессивных можно отнести следующие малые города: Державинск, Степняк (Акмолинская область), Алга, Шалкар (Актюбинская область), Абай, Каркаралинск (Карагандинская область), Аркалык, Житикара (Костанайская область), Аральск (Кызылординская область), Форт-Шевченко (Мангистауская область).
      Малые города районного подчинения не имеют самостоятельных бюджетов и финансируются по планам финансирования из районных бюджетов. Бюджеты районов носят в основном дотационный характер.
      Действующий механизм перераспределения бюджетных средств между бюджетами различных уровней приводит к неустойчивости финансового положения малых городов, не обеспечивает в полном объеме финансирование расходов, связанных с функционированием имеющихся объектов социальной сферы.

Социальное развитие

Население

Общая численность населения малых городов в 2002 году составила 1,4 млн. человек.
      Сокращение естественного прироста населения и высокий миграционный отток привели к значительному снижению численности населения малых городов. В результате за 10 межпереписных лет г. Державинск потерял 50 % населения, г. Курчатов и г. Жанатас - 43 %, г. Каратау - 35 %, г. Каркаралинск - 33 %, г. Степняк, г. Аркалык и г. Сергеевка - 27 %, г. Абай - 25 % населения.
      Основные причины миграции: отсутствие работы, ухудшение условий труда и жизни, стремление к получению образования.
      Вследствие выезда из малых городов людей трудоспособного возраста, их население имеет тенденцию к старению. Доля населения старших возрастных групп в отдельных малых городах достигает 18-20 %.
      По численности населения 13 малых городов не соответствуют городскому статусу - Державинск, Ерейментау, Степняк, Жем, Темир, Курчатов, Шар, Каркаралинск, Казалинск, Форт-Шевченко, Булаево, Мамлютка, Сергеевка.

Занятость и безработица.
Наиболее острой проблемой большинства малых городов является безработица. Данные о среднем уровне безработицы, рассчитанные за последние три года (2000-2002 годы), позволили выделить группу малых городов с наиболее высокими показателями безработицы: Степняк - 21,5 %, Форт-Шевченко - 18,4 %, г. Аркалык - 16,6 %, Каркаралинск - 15,5 %, Каратау - 15,7 %, Житикара - 12,5 % от экономически активного населения.
      Среди безработных от 60 до 80 % составляют граждане, длительное время (более года) не имеющие работы, потерявшие свою квалификацию.
      На рынке труда малых городов сохраняется как количественное, так и качественное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Стабилизация в промышленности и экономике в целом потребовала наличия профессиональных кадров, в первую очередь инженерно-технических работников, а внедрение на предприятиях новых технологий привело к повышению требований к уровню квалификации работников.
      С предложением рабочей силы на рынке труда выступают в основном бывшие сельские жители. Только третья часть из них имеют высшее и среднее профессиональное образование, но оно не соответствует профилю действующих производств в малых городах.
      Вследствие этого возникает необходимость принятия мер по воспроизводству кадрового потенциала на новой качественной основе, исходя из перспектив и приоритетов развития экономики городов.

Уровень жизни населения

Среднедушевые денежные доходы населения малых городов составляют лишь 30-80 % от среднеобластного уровня. Наиболее низкие доходы в городах-центрах АПК, население которых живет в основном за счет личного подсобного хозяйства. Так, в г. Степняке среднедушевые доходы населения составляют 40 %, в г. Державинске - 48 % от среднеобластного уровня по Акмолинской области, г. Аральске 43 % от среднеобластного уровня по Кызылординской области и т.д.
      Заработная плата в 53 малых городах ниже средних показателей по республике, причем в 18 городах - ниже в два раза. Лишь в 7 городах заработная плата выше среднереспубликанской: в Курчатове и Зыряновске - в 1,2 раза, Хромтау - в 1,4, Аксу - в 1,6, Кульсары - в 1,9, Аксае - 2,7, Жанаозене - в 2,9 раза.
      Основными источниками доходов населения малых городов являются заработная плата на предприятиях и организациях (в основном бюджетных), доля которой составляет в общей сумме доходов 50-60 %, пенсии, стипендии, различные пособия составляют до 20-30 % доходов, поступления от подсобного хозяйства - 10-15 %, остальное - помощь близких и друзей.

Состояние промышленного производства  и малого бизнеса

Промышленное производство в малых городах характеризуется выраженной специализацией на одной-двух отраслях, а другие отрасли развиты незначительно, либо промышленные предприятия вообще отсутствуют. Снижение объема производства или остановка градообразующих предприятий приводит к общему ухудшению социально-экономической ситуации в городе.
      Объем промышленного производства на душу населения превышает среднереспубликанский уровень в малых городах - центрах добычи нефти, газа и металлических руд (Аксай, Аксу, Каражал, Хромтау, Зыряновск, Кульсары). Малые города - многолетние промышленные центры добычи и переработки металлических руд - имеют устойчивые объемы промышленного производства и рынки сбыта, высокие доходы населения (Хромтау, Зыряновск, Каражал).
      Наименьшие объемы промышленного производства на душу населения имеют города - центры сельскохозяйственных районов (Сарканд, Уштобе, Жаркент, Есик, Степняк и другие).
      Развитие малых городов, расположенных в местах добычи полезных ископаемых, происходит в зависимости от стадии жизненного цикла месторождений, востребованности и уровня спроса на продукцию.
      Малые города, находящиеся в районах освоения новых нефтяных и газовых месторождений на западе Казахстана (Аксай, Жанаозен, Кульсары, Кандыагаш), имеют наиболее высокие темпы роста промышленного производства, большие объемы инвестиций и высокие доходы населения.
      В то же время имеется ряд малых городов добывающего профиля, положение которых значительно ухудшилось вследствие спада производства из-за истощения запасов полезных ископаемых, снижения спроса на продукцию. К ним относятся: г. Аркалык (истощение запасов бокситов), г. Текели (низкое содержание цветных металлов в руде), г. Житикара (снижение спроса на асбест), г. Абай (закрытие нерентабельных угольных шахт).
      Предприятия обрабатывающей промышленности в малых городах простаивают или частично загружены из-за низкой конкурентоспособности выпускаемой продукции, отсутствия спроса, удаленности рынков сбыта и высоких тарифов на транспортировку. Их положение усугубляется физически и морально устаревшим оборудованием, потерей квалифицированных кадров в результате миграции.
      Среди малых городов выделяется группа городов, в которых свернуто или сведено до минимума промышленное производство - Степняк, Державинск, Каркаралинск, Темир, Казалинск, Жанатас, Каратау.
      Развитию малого бизнеса в городах с депрессивной экономикой препятствуют низкий производственный и потребительский спрос, недоступность финансово-кредитных ресурсов, обусловленная отсутствием у предпринимателей ликвидного залогового имущества.

Производственная и социальная инфраструктура

По транспортному расположению малые города можно разделить на две группы: города, находящиеся вдоль железнодорожных линий (51 город), города, находящиеся в отдаленности от железных дорог (9 городов).
      Кроме того, ряд малых городов являются промышленно-транспортными центрами - Кандыагаш, Эмба, Шалкар, Аягоз, Шу, Арыс, Казалинск.
      Из 60 малых городов страны вдоль автомобильных дорог международного значения находятся 7 городов, республиканского значения - 26, местного значения - 27.
      Неудовлетворительное состояние производственной инфраструктуры является одной из ключевых проблем, сдерживающих развитие малых городов. Особенно остро стоит проблема транспортной удаленности и плохого состояния автомобильных дорог.
      Низкий технический уровень автомобильных дорог, аварийность отдельных мостов приводит к снижению скоростных возможностей транспорта, увеличению транспортной составляющей в стоимости товаров и услуг, потерям при транспортировке сельскохозяйственной продукции.
      Удаленность от крупных рынков сбыта, городских агломераций, транспортная тупиковость затрудняют развитие таких городов как Державинск (390 км от областного центра), Аркалык (590 км), Каркаралинск (250 км) и др. Они связаны с областными центрами автомобильными дорогами, требующими значительных реабилитационных работ.
      Малые города республики имеют различный уровень обеспеченности водой для нужд промышленных предприятий и населения, проживающего на их территории. По данным акиматов 95 % населения г. Степняка, 65 % г. Шу, 28 % г. Аркалыка, 32 % г. Аральска, 35 % г. Каркаралинска не имеют доступа к качественной питьевой воде. Жители этих городов пользуются водой из открытых водоемов, привозной водой.
      Важнейшей проблемой малых городов является вопрос содержания объектов жизнеобеспечения (котельные, тепловые, канализационные и водопроводные сети, электроснабжение, жилой фонд и объекты социально-культурного назначения).
      Износ водопроводных и канализационных сетей является предельным. В подавляющем большинстве малых городов водопроводные и канализационные системы, очистные сооружения пришли в негодность и являются источниками загрязнения окружающей среды, заболеваемости населения.
      Коммунальные предприятия малых городов в основном являются убыточными. Малым городам ежегодно требуются значительные дотации из бюджетов для покупки мазута, угля, газа для проведения отопительного сезона.
      В малых городах имеется большой процент ветхого и брошенного гражданами жилья. Так, в г. Житикаре процент брошенного жилья составляет 16 %, в г. Абае и г. Аркалыке пустуют более чем по 2000 квартир.
      Социальная инфраструктура малых городов при оптимизации этой сферы сократилась, однако обеспеченность населения школами, больницами, медицинским персоналом приближена к среднеобластным показателям. Во всех малых городах функционируют учреждения культуры, спорта.
      Вместе с тем из-за недостаточности финансовых средств затрудняются их содержание, капитальный ремонт, обновление оборудования.
      В малых городах южных регионов в связи с ростом населения и прибытием оралманов возникает необходимость строительства новых общеобразовательных школ, медицинских учреждений. Ощущается нехватка врачей, учителей, социальных работников.
      Генеральные планы развития малых городов были разработаны в 70-80-е годы и практически исчерпали себя.

Экологическая ситуация

Экологическими последствиями промышленного развития малых городов являются загрязнение атмосферного воздуха, химическое заражение почв, поверхностных пресных вод и рыбных запасов в водоемах, повышение уровня заболеваемости населения.
      Источниками экологического неблагополучия являются:
      скопления зольных отвалов, стихийные свалки и отсутствие общегородских очистных сооружений;
      плохое состояние канализационных сетей и полей фильтрации, расположенных вблизи городов;
      большие объемы отвалов и хвостохранилищ горнодобывающих предприятий;
      выбросы загрязняющих веществ от многочисленных небольших котельных, работающих на твердом топливе.

Основные проблемы и факторы, сдерживающие  развитие малых городов

Анализ экономики и социальной сферы малых городов позволил выделить присущие им основные проблемы. К ним относятся:
      отсутствие эффективных стратегий и программ развития малых городов;
      отсутствие средств на развитие, зависимость от вышестоящих бюджетов;
      низкий уровень и качество жизни;
      высокий уровень безработицы;
      высокая зависимость от градообразующих предприятий;
      высокий процент износа объектов производственной и транспортной инфраструктуры;
      недостаток квалифицированных рабочих и специалистов во всех отраслях экономики;
      неудовлетворительное состояние транспортных коммуникаций в сочетании с большой удаленностью многих городов от областных центров;
      экологические проблемы.

Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для социально-экономического развития малых городов.
      Основными задачами Программы являются:
      определение основных направлений развития малых городов в соответствии с их функциональной типологией;
      определение мер, направленных на развитие реального сектора экономики и повышение занятости населения;
      определение мер, направленных на развитие производственной и социальной инфраструктуры;
      определение мер, направленных на привлечение эффективных инвестиций.
      Решение выделенных задач предполагает разработку и реализацию широкого круга мер разной направленности.
Основные направления развития малых городов и механизм реализации Программы

Общие направления
В данной программе определяется основная стратегия развития малых городов страны, выделяются сферы, финансирование которых должно осуществляться из республиканского и областных бюджетов. Конкретные меры по развитию каждого города должны предусматриваться в региональных программах развития малых городов, разрабатываемых в соответствии с типологией, определенной в разделе 3.
      Основными направлениями развития малых городов являются:
      совершенствование структуры экономики путем диверсификации и создания оптимального сочетания предприятий различной величины и отраслевой принадлежности;
      расширение состава функциональной специализации городов;
      освоение имеющихся вблизи малых городов минерально-сырьевых ресурсов;
      территориальная организация социальной инфраструктуры для повышения доступности населению основных видов услуг;
      воспроизводство населения и кадрового потенциала;
      территориальная организация инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства.
      Основные направления развития малых городов определены с учетом их минерально-сырьевого, производственного и трудового потенциала, благоприятного географического положения.

Развитие городов промышленного направления

Перспективы дальнейшего развития малых городов с преимущественным развитием добывающей промышленности связаны с наличием и объемами запасов сырьевой базы и ее расширением, проблемой смягчения моноспециализации, развитием обрабатывающей промышленности.
      В связи с этим предполагается:
      на региональном уровне в Программах развития малых городов предусмотреть меры по:
      размещению альтернативных производств, дополняющих или замещающих мощности градообразующего предприятия;
      созданию небольших производств по обогащению металлических руд, переработке отходов основного производства;
      диверсификации градообразующих предприятий в городах, где добыча сырья уже не эффективна.
      на республиканском уровне:
      осуществление поисково-разведочных и последующих работ по выявлению и освоению перспективных месторождений минерального сырья и других полезных ископаемых вблизи малых городов в соответствии с Программой развития ресурсной базы минерально-сырьевого комплекса страны на 2003-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2002 года N 1449;
      совершенствование процедуры предоставления прав на недропользование, учитывающих интересы малых городов.
      В целях совершенствования структуры экономики малых городов преимущественно обрабатывающего профиля предполагается осуществление следующих мер:
      организация на свободных производственных площадях выпуска товаров и услуг;
      приоритетная поддержка предпринимателей, осуществляющих производство продукции для реализации за пределами города;
      стимулирование перемещения структурных подразделений крупных предприятий в малые города для организации производства комплектующих изделий и деталей, не требующих сложного оборудования и высококвалифицированной силы.

Развитие городов агропромышленного направления

Перспективы малых городов агропромышленного направления зависят от развития сельского хозяйства, государственной поддержки предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье. В Государственной агропродовольственной программе определены меры по поддержке таких предприятий: поставка оборудования на лизинговой основе, возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования, и банковского кредита и другие.
      В этих городах предусматривается размещение комплекса предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье и обслуживающих сельское хозяйство: заводов по ремонту сельхозтехники, предприятий по глубокой переработке зерна, мяса и молока, плодоовощной продукции, рыбы, складов, холодильных камер для хранения продукции, сервисных служб по обслуживанию сельских товаропроизводителей и населения (агрохимслужб, МТС, племцентров, консалтинговых и маркетинговых центров) и другие.
      Размещение предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции будет происходить в соответствии с зональной специализацией сельскохозяйственного производства.
      Исходя из этого, на региональном уровне предполагается осуществление следующих мер:
      организация производства по углубленной переработке зерна на крахмал, замороженную или сухую клейковину, глюкозно-фруктозный сироп (г. Аркалык, г. Лисаковск, г. Ерейментау, г. Державинск);
      создание небольших производств пищевых концентратов, сухих завтраков на зерновой основе, быстро развариваемых круп типа овсяные, ячменные, пшеничные хлопья (г. Есиль, г. Булаево, г. Тайынша, г. Шемонаиха);
      строительство цехов по производству консервов на молочной основе для детского питания, выпуску сухого молока, сыров и сливочного масла (г. Щучинск, г. Акколь, г. Сергеевка, г. Текели);
      строительство цехов по производству быстрозамороженных плодов и овощей (г. Каскелен, г. Ленгер, г. Текели, г. Шу, г. Шардара, г. Зыряновск. г. Серебрянск);
      размещение завода по переработке сои с получением соевого масла, молока, сыров, а в дальнейшем - заменителей мяса и других продуктов (г. Капшагай);
      организация производства джема, фруктовых пюре, детского питания, натуральных соков (г. Текели, г. Сарыагаш, г. Жетысай, г. Ленгер, г. Каскелен, г. Есик, г. Талгар);
      организация первичной переработки шерсти и шкур, шерстопрядильных и кожевенных предприятий (г. Аркалык, г. Аягоз, г. Каркаралинск, г. Каратау, г. Жанатас);
      строительство кукурузоперерабатывающих предприятий (г. Шу, г. Жаркент);
      реконструкция сахарных заводов (г. Шу, г. Ушарал);
      организация рыбопитомников и переработки рыбы (г. Ушарал г. Приозерск, г. Аральск, г. Форт-Шевченко, г. Серебрянск).

Развитие городов других направлений

Дальнейшее развитие малых городов - транспортных центров связано с выполнением функций по обслуживанию железных дорог и осуществлением промышленного производства по ремонту и сборке транспортных средств.
      В рамках данного направления Программой предусматривается реализация следующих мероприятий:
      организация сборочного производства современных локомотивов на базе существующих предприятий в г. Шу;
      реконструкция заводов по ремонту электровозов и тепловозов в г.г. Атбасар и Казалинск.
      Перспективным направлением развития малых городов Щучинска и Сарыагаша является предоставление услуг отдыха и оздоровления на республиканском и международном масштабах.
      Также значительным рекреационным потенциалом, требующим освоения, обладают такие малые города как Есик, Жаркент, Каскелен, Капчагай, Сарканд, Талгар, Текели (Алматинская область), Приозерск - Прибалхашье, Каркаралинск (Карагандинская область), Шардара (Южно-Казахстанская область).
      Освоение рекреационного потенциала данных малых городов требует реализации следующих мероприятий:
      строительство простых, относительно недорогих, некрупных (в пределах 25-100 мест) объектов размещения туристов и отдыхающих с расчетом на круглогодичное использование;
      предоставление предприятиям и организациям, заинтересованным в строительстве собственных зон отдыха в малых городах, земельных участков в виде государственных натуральных грантов в пределах норм застройки в конкретных районах развития туризма и отдыха;
      строительство объектов для социального отдыха и лечения (детей, инвалидов, престарелых) за счет бюджетных средств;
      создание туристских комплексов, этнографических музеев и зон отдыха;
      развитие сопутствующей инфраструктуры: транспортно-дорожной, водо-электро- теплоснабжения, телекоммуникаций.
      Развитие городов Курчатов, Степногорск и Приозерск, в которых градообразующими являются предприятия и организации научного профиля, связано с сохранением научного потенциала и продолжением научных исследований.
      В этих целях необходимо:
      сохранить существующие и развивать новые высокотехнологичные производства;
      ускорить создание технопарков в городах Приозерске и Степногорске, направленных на разработку и создание наукоемких, экспортоориентированных производств;
      содействовать внедрению результатов научных исследований и созданных технологий в стране и их продвижению на мировой рынок высокоинтеллектуальной продукции.

Развитие малых городов с депрессивной экономикой
      Каждый малый город с депрессивной экономикой разрабатывает свою Программу, предусматривающую комплекс мер по выводу экономики города из депрессивного состояния.
      Государственная поддержка развития малых городов с депрессивной экономикой, помимо реализации мер, предусматриваемых для всех малых городов, будет осуществляться выделением целевых трансфертов областным бюджетам на эти цели.
      В этих целях из республиканского бюджета в соответствии с установленными процедурами будут выделены целевыми трансфертами областным бюджетам 750 млн. тенге для оказания государственной поддержки малых городов с депрессивной экономикой.

Развитие социальной инфраструктуры

В разных регионах, в том числе и в малых городах, существует различная сеть государственных организаций социальной сферы, не учитывающая плотность и реальные потребности населения.
      В связи с этим, в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, в будущем предполагается перейти на нормативное обеспечение сетью объектов социальной сферы.
      В целях дальнейшего развития социальной инфраструктуры малых городов предусматривается:
      формирование перечня объектов нового строительства и реконструкция социальной инфраструктуры, рекомендуемых к финансированию из республиканского бюджета;
      осуществление в рамках региональных программ по капитальному ремонту ветхого жилья и сносу аварийных жилых домов на 2002-2005 годы модернизации жилищно-коммунальной сферы малых городов;
      осуществление замены в 2004-2006 годах аналоговых телефонных станций на цифровые в 22 малых городах;
      обеспечение строительства 26 объектов социальной инфраструктуры по 22 малых городах на общую сумму 7073,57 млн. тенге, включенных в Перечень инвестиционных проектов на 2004- 2006 годы, финансируемых из республиканского бюджета в том числе;
      в сфере водоснабжения:
      строительство Арало-Сарыбулакского группового водопровода (4 очередь) Кызылординской области, охватывающего водоснабжение малых городов Аральск и Казалинск;
      реконструкция группового водопровода Кульсары-Тургузба-Шокпартугай-Аккизтогай Жылойского района Атырауской области;
      реконструкция Шардаринского группового водопровода Южно-Казахстанской области;
      реконструкция водопроводных сетей города Акколь Акмолинской области;
      реконструкция скважинного водозабора город Атбасара Акмолинской области;
      реконструкция существующей системы водоснабжения города Макинска Акмолинской области;
      реконструкция и строительство систем водоснабжения города Жаркента Алматинской области;
      реконструкция (первая очередь) водозаборных сооружений и водопроводных сетей города Аягоз Восточно-Казахстанской области;
      строительство (вторая очередь) внутригородских водопроводных сетей города Каркаралинска Карагандинской области;
      оптимизация водопроводных систем города Абая Карагандинской области;
      в сфере образования:
      строительство школы в городе Аральск Кызылординской области;
      строительство пристройки к казахской школе им. Богенбай батыра в городе Ерейментау Акмолинской области;
      в сфере здравоохранения:
      строительство родильных домов в городах Есик и Жаркент Алматинской области;
      строительство центральных районных больниц в городах Каркаралинск Карагандинской области и Жетысай Южно-Казахстанской области;
      строительство туберкулезных больниц в городах Есиль, Державинск Акмолинской области, Кандыагаш, Шалкар Актюбинской области, Каскелен Алматинской области, Шахтинск, Приозерск Карагандинской области;
      строительство туберкулезных диспансеров в городах Аральск Кызылординской области и Булаево Северо-Казахстанской области;
      в сфере спорта и туризма:
      строительство лыжной базы в городе Щучинске.
Воспроизводство кадрового потенциала

Предусматривается осуществление следующих мер:
      регулирование миграции населения из неперспективных сел в малые города, имеющие перспективы экономического роста;
      широкое информирование населения о потребности малых городов в кадрах, создание единой информационной сети о спросе и предложении на рабочую силу;
      открытие новых и материально-техническое обновление действующих профессионально-технических школ для подготовки рабочих по специальностям, востребованным на рынке труда малых городов;
      профессиональное консультирование и переобучение высвобождаемых работников различных категорий;
      предоставление специалистам на льготных условиях жилья из государственного жилищного фонда или участков под индивидуальное жилищное строительство.

Охрана окружающей среды
Предусматривается реализация следующих мер:
      экологизация производственных процессов в малых городах, включающая обязательное обеспечение, осуществление экологической экспертизы проектных предложений технико-технологического обновления промышленности, переход промышленных предприятий на производство экологически чистых продуктов, внедрение ресурсосберегающих безотходных технологий;
      проведение регулярного экологического мониторинга окружающей среды в малых городах промышленного направления;
      ликвидация отвалов, хвостохранилищ горнодобывающих предприятий, стихийных свалок и организация типовых полигонов твердых бытовых отходов.

Механизмы реализации Программы
Механизм реализации Программы предусматривает административно-правовое регулирование и инвестиционную поддержку развития малых городов, формирование и использование системы инструментов экономической и финансовой поддержки.
      Формирование благоприятного инвестиционного климата.
      В целях формирования благоприятного инвестиционного климата в малых городах и привлечения необходимых инвестиций предусматривается:
      на региональном уровне:
      формирование инвестиционного паспорта;
      подготовка инвестиционных проектов бизнес-планов, соответствующих международным стандартам;
      организация выставок, презентаций и др.;
      содействие созданию и развитию объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
      на республиканском уровне:
      предоставление инвестиционных налоговых преференций в соответствии с законодательством предприятиям, создающим эффективные производства в малых городах и качественные рабочие места;
      софинансирование строительства и модернизации отдельных предприятий с последующей продажей доли участия государства в установленном порядке;
      предоставление земельных участков в виде государственных натуральных грантов под строительство предприятий;
      формирование государственных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
      возмещение ставки вознаграждения (интереса) по лизингу оборудования и банковского кредита.
      Инструменты экономической и финансовой поддержки.
      В целях расширения самостоятельности исполнительных органов малых городов в планировании и исполнении своих расходов в соответствии с Концепцией разграничения полномочий между уровнями государственного управления и совершенствования межбюджетных отношений, одобренной постановлением Правительства Республики Казахстан от 10 февраля 2003 года N 147, предполагается:
      сформировать аппараты акимов городов районного значения с приданием им статуса юридического лица;
      усовершенствовать механизм сметного финансирования малых городов путем перехода на финансирование их расходов по бюджетным программам, не подлежащим секвестированию в ходе исполнения местного бюджета;
      в перспективе рассмотреть вопрос наделения самостоятельными бюджетами малых городов, не имеющих своих бюджетов.
      Из республиканского бюджета в 2004-2005 годах будет выделено 1500 млн. тенге на пополнение уставного фонда ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства" для кредитования инвестиционных проектов в малых городах и развитие малого предпринимательства и 900 млн. тенге целевых трансфертов областным бюджетам на развитие малых городов, в том числе с депрессивной экономикой.
      Кроме того, за счет средств республиканского бюджета в малых городах будут осуществляться строительство и реконструкция объектов:
      питьевого водоснабжения;
      образования;
      здравоохранения.
      За счет средств местных бюджетов будут финансироваться в малых городах мероприятия, направленные на:
      обеспечение населения теплом;
      прокладку внутригородских водопроводных сетей;
      материально-техническое обеспечение организаций социальной сферы;
      санитарно-эпидемиологическое благополучие населения;
      охрану окружающей среды;
      строительство и эксплуатацию дорог местного значения.
      Для финансирования проектов, связанных с развитием реального сектора экономики малых городов, могут быть привлечены АО "Банк Развития Казахстана", ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства", а также АО "Инвестиционная компания: Инвестиционный фонд Казахстана", АО "Национальный инновационный фонд", иностранные и отечественные инвесторы.
      Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с разработанным Планом мероприятий, что позволит направить усилия исполнительных органов всех уровней не только на решение накопившихся проблем социально-экономического развития малых городов, но и заложить основы будущего их развития.

Необходимые ресурсы и источники их финансирования
Расчетная потребность в средствах республиканского бюджета на реализацию данной Программы на 2004-2006 годы, с учетом строительства объектов, включенных в перечень приоритетных республиканских инвестиционных проектов, составляет 9473,57 млн. тенге. Конкретный объем средств будет определяться исходя из возможностей бюджета на соответствующий год. Предполагаемые расходы средств по годам приводятся ниже.

Целевые трансферты областым бюджетам для поддержки малых городов, в том числе с депрессивной экономикой
Строительство 26 объектов социальной инфраструктуры в 22 городах, включенных в перечень приоритетных республиканских инвести-
ционных проектов на 2004-2006 годы 

На пополнение уставного фонда ЗАО "Фонд развития малого предпринимательства"&
Кроме того, ряд проектов в малых городах будет осуществлен за счет средств ЗАО НК "Казакстан темiр жолы" на сумму 4696,8 млн. тенге и ОАО "Казахтелеком" на сумму 1900 млн. тенге.
Ожидаемые результаты от реализации Программы

Реализация Программы будет способствовать созданию для малых городов равных условий для дальнейшего экономического, социального и культурного развития, проживания населения и развития предпринимательства.
      Будут проведены структурные преобразования предприятий малых городов на новой технической и технологической основе, что повысит конкурентоспособность производимой продукции.
      Укрепится экономическая основа функционирования малых городов, снизятся напряженность на рынке труда, миграция, повысится занятость населения и увеличатся их доходы.
 
 
наверх >

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане