Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


ГОРОДА КАЗАХСТАНА

АСТАНА

 

Год образования 1832 г.

До 1961 года - город Акмолинск

С 1961 г. по 1992 г. - город Целиноград

С 1993 г. по 1998 г. - город Акмола

20.10.1997 г. Указом Президента РК город Акмола объявлен столицей Республики Казахстан

06.05.1998 г. Указом Президента РК г.Акмола переименован в город Астана
Астана объявлена столицей Республики Казахстан с 10 декабря 1997 года Указом Президента Республики Казахстан от 20 октября 1997 года и с одобрения Парламента Республики Казахстан.
Международная презентация новой столицы Казахстана - Астаны состоялась 10 июня 1998 года.
 
Астана  - столица суверенной Республики Казахстан и центр Акмолинской области - расположена в центральной части страны, на севере древней Сарыарки - обетованной земли казахов, на правом высоком берегу реки Есиль.

Климат в г. Астане резко континентальный. Зима холодная, продолжительная, малоснежная, в некоторые годы суровая. Продолжительность морозного периода - 245 дней, а продолжительность зимы 5-5,5 месяца. Устойчивый снежный покров образуется обычно в середине ноября на срок 130 - 140 дней. Средняя температура января - -17"С (в Алматы -8"С). Абсолютный минимум в отдельные зимы доходит до -52"С (в Алматы - -48"С). Количество дней с морозами до -25"С и ниже колеблется от 10-14 до 38-45 дней в год, в некоторые годы 18-20 дней за месяц. Средняя многолетняя толщина снежного покрова достигает 30 см. Число дней с метелью за год составляет 30 дней, в 52% случаях - юго-западного направления. Число дней с туманами - более 60 в году. Продолжительность солнечных дней - 2200 часов в году (в Алматы - 2392 часа).

Астана расположена на увалисто-волнистой Приесильской равнине с редкими приречными холмами, на высоте 350 м над уровнем моря. Рельеф территории города представляет собой низкие надпойменные террасы реки Есиль, где относительные высоты не превышают 5-7 м. Юго-запад города, левобережье реки Есиль, пойменная терраса с относительными высотами 2-6 м. Северо-восточная часть городской территории - увалисто-холмистые остаточно-денудационные возвышенные равнины, испытавшие вторичные эрозионные расчленения с абсолютными высотами не превышающими 500 м над уровнем моря. Относительные высоты отдельных холмов не превышают 10-50 м. Имеются месторождения цветных и редких металлов, минеральных строительных материалов, кобальта, угля и железной руды.

В правобережье реки Есиль, в окрестностях г. Астана, распространены темнокаштановые солонцеватые почвы со степными солонцами, где преобладает типчаково-овсецово-ковыльная растительность. Выше города, в пойме реки Есиль, развиты пойменные луговые почвы, где господствуют злаковые, разнотравные, разнотравно-злаковые луга. Ниже города, на луговых солонцеватых почвах, с луговыми солонцами левобережной поймы, растут пырейные, костровые, острецовые, вениковые с разнотравьем луга, местами галофитные с участием селитряно-полынных и однолетнесолянковых группировок. В реке Есиль и окрестных озерах водятся карась, линь, окунь, плотва, щука, язь, акклиматизированы белый амур, лещ, сазан, сиговые, судак. Гнездятся перелетные водоплавающие птицы.

Город является крупным узлом железнодорожных, автомобильных и воздушных дорог. Через него проходят меридиональная трансказахстанская железнодорожная магистраль Петропавловск - Астана - Караганда - Шу, широтная железнодорожная линия Караталды - Павлодар - Кульгады, а также автомобильные дороги - Петропавловск - Астана - Караганда - Алматы, Есиль - Астана - Ерейментау - Павлодар, Коргалжын - Астана и др. Астана - крупная воздушная гавань страны, способная принимать любые типы самолетов. Воздушные линии соединяют Астану со многими городами республики, а также дальнего и ближнего зарубежья. Астана - порт на р. Ишим, железнодорожный узел. Население около 350 тыс. жителей. Промышленный центр, здесь находятся предприятия машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей (заводы: "Казахсельмаш", насосный, вагоноремонтный и др.), пищевой, легкой промышленность. Астана - крупный узел железнодорожного, авиационного и автомобильного транспорта, важный в масштабах страны промышленный, общественный и научно-культурный центр.

В Астане функционирует широкая сеть культурных учреждений. В настоящее время действует ряд кинотеатров, музеев: Казахский музыкально-драматический театр имени К. Куанышбаевой, Русский драматический театр имени М. Горького, театр оперы и балета им.К.Байсейтовой, Президентский центр культуры, где расположены библиотека и концертный зал и установлен орган, Дворец творчества детей и юношества, Дворец "Жастар", Государственная филармония, Центр культурно-досуговой деятельности и др.

В городе имеется сеть библиотек. Самая крупная из них - библиотека Президентского центра культуры. В настоящее время одним из достопримечательностей столицы является этно-мемориальный парк, в котором представлена в макетных экспонатах вся Карта Казахстана под названием "Атамекен". Намечено строительство музыкального театра, цирка, зоопарка, музея национальных музыкальных инструментов и декоративно- прикладного искусства.

В городе функционируют несколько стадионов, большое количество спортивных комплексов, дворцов спорта. В 1998 году проведена реконструкция центрального стадиона им. X. Мунайтпасова, построен гребной канал, открыты детско-юношеские спортивные школы по различным видам спорта. Столица уверенно набирает темпы и становится спортивным центром, что непосредственно связано с ростом строительных объектов, увеличением числа занимающихся физкультурой и спортом, подготовкой спортсменов высокого класса.

В Астане проводятся различные спортивные мероприятия международного уровня. С 3 по 8 июня 2002 года впервые за всю историю СНГ в столице Казахстана Астане прошел Х кубок мира по боксу.

Со времени переноса столицы построен ряд новых общеобразовательных школ, профессионально-технических школ и колледжей. Увеличилось число негосударственных школ. С августа 2000 года действует созданная по инициативе президента Благотворительного Фонда "Бобек" С.А. Назарбаевой детская деревня "SOS Киндердорфф" для детей сирот. В ближайшей перспективе намечена реализация в столице проекта "школы будущего". архитектурные формы и техническое содержание, которой будут соответствовать духу нового тысячелетия. Центрами подготовки высококвалифицированных специалистов является:
  • Евразийский университет имени Л.Гумилева;
  • Аграрный университет им. С.Сейфуллина;
  • Медицинская академия;
  • Казахская национальная академия музыки;
  • Казахстанский филиал московского государственного университета;
  • Также в Астане работают 18 негосударственных вузов.
Город Астана имеет долгую и интересную историю своего создания. Первое упоминание о городе датируется 28 мая 1832 года. Именно тогда на правом берегу Ишима, неподалеку от Карауткуля, на месте возникновения первых построек, прозвучали пушечные выстрелы.

Они возвестили о начале "всенародных" выборов новой администрации в Акмолинском приказе и образовании Акмолинского внешнего округа. К этому времени число жителей Акмолинской крепости составляло 313 человек. Укрепление состояло из деревянных сооружений, обнесенных высокой глинобитной стеной, земляным валом и глубоким рвом, наполненным водой.

С течением времени за пределами вала выросли дома, казармы, склады. Здесь начали селиться ремесленники, мелкие торговцы, ссыльные, отслужившие срок солдаты. Так выросла юго-западная окраина города, которую впоследствии назвали Слободкой. В последующие годы в Акмолу было переселено 100 казачьих семей. Они поселились к востоку от крепости. 7 мая 1862 года было принято решение о превращении станицы Акмолинской в окружной город.

Официальное объявление Акмолинска таковым состоялось 16 июля 1863 года. Постепенно Акмолинск становится перевалочным пунктом на перекрестке древних торговых путей, связывающих Сибирь со Средней Азией и Западным Китаем. Численность населения в 1890 году составляла уже 5640 человек. В конце XIX столетия Акмолинская область занимала огромную территорию. Так, только главный уезд области - Акмолинский, объединявший 38 волостей, занимал площадь, равную 199 тысяч кв. км. Число жителей приближалось к 300 тысячам человек, из них две трети казахов вели кочевой и полукочевой образ жизни.

В 1929 году началось строительство железной дороги Акмолинск - Боровое, в котором приняло участие 2000 человек. 8 ноября в Акмолинск прибыл первый поезд. Железная дорога связала Акмолинск с промышленными и культурными центрами Казахстана. В 1931 году рельсовый путь дошел до Караганды, в 1935 году - до Балхаша, в 1940 году - до Жезказгана. 14 октября 1939 года из состава Карагандинской области выделилась Акмолинская область с центром в городе Акмолинске.

Город рос, благоустраивался, становился центром обширной сельскохозяйственной области, крупным узлом железных дорог, развивалась местная промышленность. В годы Великой Отечественной войны в Акмолинске были сформированы и отправлены на фронт несколько стрелковых дивизий, которые успешно сражались на нескольких фронтах. 30 посланцев из Акмолинска и Акмолинской области были удостоены звания Героя Советского Союза. В 1945 году в Акмолинске насчитывалось 90 тысяч жителей.

В 1954 году на Пришимье началось активное освоение земель, что позволило получить небывалый урожай - 221 100 тысяч пудов хлеба. С целью улучшения управления целинными областями 26 декабря 1960 года был образован Целинный край, административным центром которого стал город Акмолинск. Вскоре из-за возникших проблем в управлении сельского хозяйства край был упразднен. В 1961 году Акмолинск был переименован в Целиноград. Спустя семь лет Совет Министров СССР принял постановление о развитии Целинограда, ознаменовавшее начало крупного строительства новых объектов. Так в Целинограде были возведены новые здания вузов, крупных промышленных предприятий, медицинских учреждений. В 1992 году Целиноград был переименован в Акмолу.

С момента обретения независимости страны социально-экономическому развитию города Астаны был придан новый импульс. В сжатые сроки была обеспечена разработка и практическое осуществление текущих и долгосрочных программ по развитию столичного региона с учетом приоритетов создания административного, делового и культурного центра страны с соблюдением оптимальных пропорций развития производственного сектора, коммуникационных систем и социально-обслуживающей инфраструктуры. В феврале 2002 года утвержден стратегический План развития города Астаны до 2010 года.

Приоритетами развития города Астаны являются:
  • Реализация Генерального плана застройки города;
  • Развитие высоко-производственного, промышленного комплексов, конкурентоспособного со стабильными и устоявшимися рынками сбыта;
  • Формирование столичной транспортной инфраструктуры;
  • Привлечение инвестиций;
Привлечение трудового потенциала в сферу малого бизнеса и укрепление материально-технической базы субъектов малого предпринимательства.

В перспективе учитывается геополитическое, географическое, историко-территориальное положение Астаны на трансазиатских связях между евразийскими регионами и центрами современной цивилизации - Востоком и Западом, между северной и южной частями Евразийского континента, в центре нового суверенного государства Казахстан.

В 1998 году, после того, как перенос столицы из Алматы в Акмолу был полностью завершен, столица была переименована в Астану, что с казахского дословно означает «столица».
 
 
наверх >>  

 

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане