Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


О Казахстане

Финансы
 
На современном этапе развития казахстанской экономики, финансовый сектор страны перешел на качественно новый уровень своего развития. Большая часть реформ, направленных на создание основы для его успешного функционирования в перспективе, уже осуществлена.
Финансовая система Казахстана на сегодняшний день является, по сравнению с другими странами СНГ, наиболее реформированной и опережает страны постсоветского пространства по уровню развития финансового сектора на несколько лет. Она признана одной из самых прогрессивных, и это подтверждают ведущие международные эксперты. Казахстан первым среди стран СНГ создал Национальный фонд для обеспечения стабильного социально-экономического развития, снижения зависимости от неблагоприятных внешних факторов.
На 3 мая 2006 года в Национальном фонде саккумулировано  8 миллиардов 550,4 миллионов долларов. Золотовалютные резервы страны с учетом Национального фонда в целом составляют 20 млрд. 946,6 миллионов долларов США.
Финансовая система Казахстана отвечает основным международным стандартам. Наиболее развитым сектором финансовой системы является банковский сектор.
Республика Казахстан имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхний (первый) уровень банковской системы Республики Казахстан. Все иные банки представляют собой нижний (второй) уровень банковской системы, за исключением Банка развития Казахстана, имеющего особый правовой статус.
В банковском секторе Казахстана, представленном 34 банками, доминируют три крупных банка - «Казкоммерцбанк», банк «ТуранАлем» и «Народный банк», на долю которых приходится около 60% совокупных активов банковской системы. Такую же долю данные банки посредством своих дочерних и аффилированных структур контролируют в пенсионном, страховом и лизинговом рынках.
Только в городе Алматы расположено  28 банков, 29 филиалов и 229 рассчетно-кассовых отделений. Размер совокупного  собственного капитала банков второго уровня  с начала текущего года увеличился на 86,6 млрд.тенге и составил 673,8 млрд.тенге.
Национальный Банк Республики Казахстан представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.
Национальный Банк Казахстана подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.
Национальный Банк Казахстана координирует свою деятельность с Правительством Республики Казахстан, учитывает в своей деятельности экономическую политику Правительства и содействует ее реализации, если это не противоречит выполнению его основных функций и осуществлению денежно-кредитной и валютной политики.
В целом, несмотря на существующие достижения в финансовом секторе, Правительство Казахстана придерживается политики постоянного совершенствования, что позволяет  добиваться стабильного и систематического улучшения  всех финансовых показателей.
 
Банки РК
  1. АО «ДАБ «ABN AMRO Банк Казахстан»
  2. АО «Казинкомбанк»
  3. АО «МБ «Алма-Ата»
  4. АО «АТФБанк» - www.atfbank.kz
  5. АО ДБ «Альфа-Банк»
  6. АО «Альянс Банк» - www.alb.kz
  7. АО «ВалютТранзит Банк»
  8. АО «Данабанк»
  9. АО «Демир Казахстан Банк»
  10.  АО «Евразийский Банк»  - www.eurasian-bank.kz
  11. АО «Жилищный строительный сберегательный банк Казахстана»
  12. АО «Заман-Банк»
  13. АО «Индустриальный Банк Казахстана»
  14. АО «Казкоммерцбанк» - www.kkb.kz
  15. АО «Банк «Каспийский» - http://www.bankcaspian.kz/
  16. АО «ДБ «Казахстан-Зираат Интернешнл Банк»
  17. АО «Казинвестбанк» - www.kib.kz
  18. АО ДБ «Банк Китая в Казахстане»
  19. АО СБ «Лариба-Банк» - http://www.lariba.kz/
  20. АО «Народный сберегательный Банк Казахстана» - www.halykbank.kz
  21. АО «ДБ «Национальный Банк Пакистана в Казахстане»
  22. АО «Нефтебанк» - www.neftebank.kz
  23. АО «Нурбанк» - www.nurbank.kz
  24. АО «Сеним-Банк»
  25. АО «Ситибанк Казахстан»
  26. АО ДБ «ТАИБ Казахский Банк»
  27. АО «Темiрбанк» - www.temirbank.kz
  28. АО «Texakabank» - www.texakabank.kz
  29. АО «Торгово-промышленный Банк Китая в Казахстане»
  30. АО «Банк ТуранАлем» -www.bta.kz
  31. АО «Банк ЦентрКредит» - www.centercredit.kz
  32. АО «Цеснабанк» - www.tsb.kz
  33. АО «Эксимбанк Казахстан»
  34. ДБ АО “HSBC Банк Казахстан»
 
Одобрена
постановлением Правительства
Республики Казахстан
от 25 декабря 2006 года № 1284
 
Концепция
развития финансового сектора Республики Казахстан
на 2007-2011 годы
Настоящая Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан разработана на 2007-2011 годы в целях определения:
  • направлений и подходов государственного регулирования финансового сектора;
  • приоритетных направлений развития финансового сектора;
  • необходимых мер по их реализации.
Настоящая Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан разработана на 2007-2011 годы и определяет основные приоритеты развития финансового сектора, а также направления и подходы к государственному регулированию отдельных его секторов.
Изложенные в рамках настоящей Концепции приоритеты государственной политики сформированы в соответствии со стратегической целью по вхождению Республики Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».
В этом направлении важным аспектом является необходимость повышения конкурентоспособности финансовых организаций и финансового сектора Казахстана посредством формирования условий функционирования финансовой системы, удовлетворяющей потребностям реального сектора экономики в финансовых ресурсах и предоставляющей качественные услуги финансовыми институтами в условиях свободной конкуренции.
Вместе с тем, в Концепции учтен принцип последовательности и преемственности государственной политики в сфере развития и регулирования финансового сектора и продолжение ранее намеченных Правительством Республики Казахстан, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансовых рынков и финансовых организаций инициатив Республики Казахстан.
 
Приоритеты развития финансового сектора на 2007-2011 годы
 
Долгосрочное видение развития финансового сектора республики в контексте стратегических целей экономического развития Казахстана
 
Дальнейшее развитие финансового сектора Республики Казахстан, повышение эффективности его составляющих являются одним из важнейших инструментов в реализации задачи по обеспечению вхождения республики в число 50 наиболее конкурентоспособных государств мира, обозначенной Президентом в Послании народу Казахстана от 1 марта 2006 года «Стратегия вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. Казахстан на пороге нового рывка вперед в своем развитии».
В этой связи основными направлениями развития казахстанской экономики являются:
  • модернизация внутриэкономических систем Казахстана;
  • обеспечение регионального экономического лидерства Казахстана и становление его как бизнес-центра СНГ и Центральной Азии;
  • повышение экспортоориентированности экономики республики, в том числе и экспорта финансовых услуг.
Соответственно, долгосрочным видением Правительства развития финансового сектора является: «Становление Республики Казахстан как основного финансового центра региона, обеспечивающей эффективное перераспределение финансовых потоков в рамках региона СНГ и Центральной Азии».
Реализация в долгосрочной перспективе видения развития финансового сектора может быть обеспечена за счет достижения отдельными сегментами финансового сектора лидирующих региональных позиций:
  • становление рынка ценных бумаг Казахстана, как наиболее ликвидного и доступного рынка в СНГ и Центральной Азии;
  • становление в Казахстане наиболее ликвидного валютного рынка по основным видам валют;
  • становление казахстанских финансовых институтов (банков, пенсионных фондов, страховых компаний и других финансовых институтов), как крупнейших региональных финансовых организаций, способных обеспечить потребности региона СНГ и Центральной Азии в финансовых ресурсах, а также поддерживать и продвигать инвестиции и интересы казахстанских предприятий на региональные рынки;
  • достижение финансовым сектором Казахстана стандартов экономически развитых стран по показателям: стабильности, устойчивости, прозрачности, а также лидерства в СНГ и Центральной Азии по уровню, качеству и разнообразности финансовых продуктов.
При этом в условиях предстоящего вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию одной из важных задач является сохранение устойчивых позиций и конкурентоспособность финансовых институтов в случае прихода иностранных компаний.
Осуществление планов Правительства Республики Казахстан по реализации долгосрочного видения развития финансового сектора будет достигаться путем реализации последовательных среднесрочных планов, первым из которых является Концепция развития финансового сектора Республики Казахстан на период 2007-2011 года.
 
Цели и задачи развития финансового сектора на период 2007-2011 годы
 
Для достижения регионального лидерства Казахстана в СНГ и Центральной Азии в финансовом секторе, на первом этапе в период 2007-2011 года, основные усилия будут направлены на укрепление финансового сектора Казахстана, повышение его устойчивости, расширение охвата предприятий и населения услугами финансового сектора, дальнейшее развитие отдельных его сегментов, что должно будет усилить позиции казахстанских финансовых организаций на внутреннем рынке и станет заделом для его становления как финансового центра притяжения в регионе и масштабной региональной экспансии.
В этой связи, являясь одним из наиболее конкурентоспособных секторов казахстанской экономики, роль финансового сектора в контексте повышения конкурентоспособности гораздо шире и должна быть, определена с позиции важного участника в модернизации экономических отношений в Казахстане.
Таким образом, в контексте стратегической задачи по повышению конкурентоспособности казахстанской экономики и реализации долгосрочного финансового сектора дальнейшее развитие финансового сектора республики будет в период с 2007 по 2011 годы направлено на следующее:
  • повышение устойчивости и стабильности финансового сектора и его институтов;
  • повышение качества услуг финансового сектора и их доступности;
  • формирование ликвидного фондового рынка и его составляющих;
  • повышение стандартов регулирования финансового сектора;
  • либерализация финансового сектора в целях повышения конкуренции на рынке финансовых услуг.
Кроме того, целесообразным представляется совершенствование антимонопольного регулирования финансовых организаций, направленного на развитие добросовестной конкуренции в финансовом секторе, а также на защиту законных прав и интересов потребителей финансовых услуг.
Решение поставленных задач через реализацию соответствующих мер государственной политики должно существенно повысить значение и влияние финансового сектора на поведение субъектов экономики.
 
Развитие регионального финансового центра города Алматы
 
Цель и задача
Целями создания регионального финансового центра города Алматы (далее -финансовый центр) являются развитие рынка ценных бумаг, обеспечение его интеграции с международными рынками капитала, привлечение инвестиций в экономику Республики Казахстан, выход казахстанского капитала на зарубежные рынки ценных бумаг.
Задачами финансового центра являются привлечение, как иностранных, так и казахстанских инвесторов, эмитентов и профессиональных участников на специальную торговую площадку финансового центра, разработка и внедрение новых финансовых инструментов для эффективного развития рынка ценных бумаг Республики Казахстан, а также дальнейшее развитие финансового центра.
 
Текущее состояние
В настоящее время в Республике Казахстан получили бурное развитие институциональные инвесторы, представленные в основном накопительными пенсионными фондами, активы которых ежегодно увеличиваются почти вдвое. Из-за этого образуется повышенный спрос на финансовые инструменты, предложение которых ограничено, что препятствует полноценному развитию рынка ценных бумаг.
5 июня 2006 года принят ЗаконРеспублики Казахстан «О региональном финансовом центре города Алматы» и внесены соответствующие изменения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан. В том же году начал работу уполномоченный орган финансового центра - Агентство Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы.
Кроме того, в текущем году принят Указ Президента Республики Казахстан от 17 августа 2006 года № 158 «Об образовании специализированного финансового суда в городе Алматы» для разрешения споров участников финансового центра.
На первом этапе приняты подзаконные нормативные правовые акты необходимые для запуска финансового центра.
В целях разработки рекомендаций по использованию мирового опыта в вопросах, касающихся деятельности финансового центра, и разработке стратегии развития финансового центра при Агентстве Республики Казахстан по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы создан Международный совет, как консультативно-совещательный орган.
 
Основные меры
Основными мерами, направленными на развитие финансового центра в среднесрочной перспективе, будут следующие:
  • реализация стимулов, заложенных в законах Республики Казахстан от 5 июня 2006 года «О региональном финансовом центре города Алматы» и «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам создания регионального финансового центра города Алматы»;
  • осуществление первичного размещения (IPO) акции национальных компаний и организаций банковского сектора на специальной торговой площадке финансового центра;
  • проведение широких рекламных компаний финансового центра, конференций, семинаров и круглых столов для привлечения эмитентов, инвесторов и профессиональных участников рынка ценных бумаг на специальную торговую площадку финансового центра;
  • разработка и внедрение новых финансовых инструментов, таких как индексные фонды (ETF), секьюритизированные активы (SPV), фьючерсы, опционы, исламские инструменты (сукук и др.), доступных для широкого круга инвесторов (как для институциональных инвесторов, так и для физических лиц);
  • создание новой технологичной инфраструктуры финансового центра, отвечающей современным международным стандартам рынка ценных бумаг;
  • подписание договоренностей о взаимном признании ценных бумаг с международными биржами;
  • активизация участия Банка Развития Казахстана в деятельности финансового центра;
  • ежегодный выпуск Министерством финансов Республики Казахстан государственных казначейских обязательств;
  • создание казахстанской клиринговой палаты;
  • максимально задействовать внутренние инвестиционные возможности путем вовлечения внутренних ресурсов массовых инвесторов, ориентированных на долгосрочные вложения;
  • осуществление крупных инвестиционных программ, связанных с мультипликативным эффектом экономического роста и с улучшением качества жизни населения. Необходимо вывести на рынок государственные проектные облигации под крупные отечественные инвестиционные проекты, в которых участвует государство, и задействовать в них институциональных инвесторов, в частности накопительные пенсионные фонды;
  • создание на территории города Алматы бизнес-центра, в котором были бы представлены организации инфраструктуры финансового рынка, регулирующие органы, профессиональные участники рынка ценных бумаг и т.д.;
  • предоставление в перспективе налоговых льгот при страховании рисков эмитентов, инвесторов и участников финансового центра;
  • разрешение накопительным пенсионным фондам создание дочерних организаций для регистрации в качестве участников финансового центра.
Реализация указанных мер будет способствовать решению и зависеть от выполнения соответствующих задач Программы развития рынка ценных бумаг, Программы развития страхового рынка, Программы развития накопительной пенсионной системы, среднесрочной Программы развития города Алматы.
 
Государственная политика в сфере регулирования финансового сектора
Республики Казахстан
 
Финансовый сектор Казахстана формируется и функционирует под воздействием факторов, имеющих системный характер. Совокупное влияние различных факторов создает среду, в которой нарабатывается и закрепляется практика деятельности институтов финансового сектора, а значит, определяет вектор и степень влияния финансового сектора на реальный сектор экономики и его конкурентоспособность.
В этой связи, приоритетом государственной политики должно стать совершенствование системообразующих факторов, оказывающих долгосрочное влияние на формирование практики деятельности финансовых институтов:
  • качество государственного регулирования;
  • качество корпоративного законодательства;
  • наличие достоверной и качественной информации (в том числе финансовой отчетности) как финансовых организаций, так и предприятий реального сектора, ценные бумаги, которых находятся в обращении на рынках ценных бумаг, а также свободный доступ к ней;
  • уровень развития инфраструктуры финансового сектора степень доверия и осведомленности населения об услугах финансового сектора;
  • подготовка профессиональных кадров для финансового рынка;
  • совершенствование бухгалтерского учета и налогообложения участников финансового рынка и финансовых инструментов.
 
Укрепление и повышение качества государственного управления финансовым сектором
 
Основные задачи регулирования и надзора за финансовым сектором на 2007-2011 годы
Осуществление государственных регулирующих и надзорных функций за финансовым сектором закреплено за следующими государственными органами: Правительством, Агентством, Национальным Банком Республики Казахстан и Агентством по регулированию деятельности регионального финансового центра города Алматы в рамках законодательно закрепленных за ними функций и полномочий.
Работа данных государственных органов будет осуществляться по следующим основным направлениям:
  • институциональное укрепление Агентства, направленное на повышение профессионализма сотрудников и создания возможностей для повышения качества мониторинга институтов финансового сектора;
  • дальнейшее внедрение современных систем управления рисками финансовых организаций;
  • совершенствование системы пруденциального регулирования финансовых организаций и надзора, путем внедрения методов надзора на основе оценки рисков (risk based supervision);
  • анализ возможных регулятивных рисков и снижение их влияния на финансовую систему;
  • совершенствование консолидированного надзора;
  • формирование условий для проведения финансовыми организациями самостоятельной и независимой внешней оценки внутренних систем управления рисками;
  • обеспечение защиты прав акционеров и инвесторов;
  • дальнейшее совершенствование системы ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности согласно Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) в финансовых организациях и внедрение МСФО в организациях реального сектора;
  • повышение эффективности управления внешним заимствованием банковского сектора страны;
  • взаимодействие с международными организациями и уполномоченными органами других государств.
Совершенствование операций и инструментов денежно-кредитного регулирования.
На ближайшие три года Национальный Банк ставит перед собой задачу поддержания низкого уровня инфляции. Такая постановка задачи обуславливает:
  • необходимость дальнейшего совершенствования методов денежно-кредитного регулирования и анализа финансового сектора;
  • продолжение подготовки к переходу Национальным Банком к режиму денежно-кредитной политики, основанному на принципах инфляционного таргетирования;
  • повышение регулирующей роли ставок по операциям Национального Банка;
  • тесную координацию с Правительством по вопросам поддержания стабильности цен.
  • Обеспечение стабильности цен, являясь основой финансовой устойчивости, будет содействовать экономическому развитию страны, повышению ее конкурентоспособности, тем самым, подготавливая почву для вступления страны в ВТО.
В свою очередь, углубление анализа финансового сектора, необходимость получения более адекватной картины финансовой деятельности в стране требуют расширения институционального охвата денежно-кредитной статистики. В этой связи проводится работа по охвату счетов других (небанковских) финансовых организаций для составления более полного обзора финансового сектора.
Совершенствование политики Национального Банка должно быть обеспечено качественными и количественными оценками изменений экономической конъюнктуры, а также повышением качества экономического анализа и краткосрочного прогнозирования основных тенденций, как на макроэкономическом уровне, так и на уровне регионов и отдельных отраслей. Для этого Национальным Банком проводится мониторинг предприятий реального сектора, который по мере необходимости будет совершенствоваться.
Основной проблемой при решении данной задачи на текущем этапе является большая избыточная ликвидность банковской системы. В условиях избыточной ликвидности трудно влиять на рыночные процентные ставки. Кроме того, сама избыточная ликвидность способствует поддержанию инфляционного давления. Ситуация усугубляется недостаточностью портфеля ценных бумаг Национального Банка, ограничивающей полномасштабное использование операций открытого рынка для регулирования банковской ликвидности. Рост влияния процентных ставок Национального Банка может произойти при отсутствии или низком уровне избыточной ликвидности.
Для достижения поставленной цели Национальный Банк будет осуществлять следующие меры:
1. Совершенствование методов денежно-кредитного регулирования:
принятие дальнейших мер по сокращению избыточной ликвидности на финансовом рынке путем совершенствования инструментов денежно-кредитной политики;
дальнейшее совершенствование методов моделирования влияния денежно-кредитной политики на макроэкономические показатели, в частности на инфляцию;
разработка схемы проведения денежно-кредитной политики с использованием принципов инфляционного таргетирования;
взаимодействие с Правительством Республики Казахстан в части прогнозирования основных макроэкономических показателей.
2. Совершенствование денежно-кредитной статистики
Продолжение работы по расширению институционального охвата денежно-кредитной статистики и составлению более полного обзора финансового сектора за счет включения счетов небанковских финансовых институтов (страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов).
3. Активизация мониторинга предприятий реального сектора:
улучшение оценок состояния и ожидаемых изменений экономических процессов в реальном секторе экономики на основе повышения репрезентативности выборки предприятий;
разработки обобщающих индикаторов в качестве непосредственных ориентиров для текущего осуществления денежно-кредитной политики.
 
Взаимодействие государственных органов и институтов финансового сектора
 
Важной составляющей процесса дальнейшего повышения конкурентоспособности финансового сектора республики, обеспечения его высокой роли в модернизации и повышении конкурентоспособности реального сектора экономики является создание эффективного механизма обмена информацией между государственными органами и институтами финансового сектора.
Важной данная задача представляется и в контексте повышения прозрачности принимаемых государственными органами решений, обеспечения высокого профессионализма государственного аппарата и более полного понимания институтами финансового сектора новых целей и задач государственной политики в финансовом секторе и отдельных его сегментах.
В этой связи, в предстоящий период с 2007-2011 годы, будут выработаны формализованные механизмы обеспечения постоянного взаимодействия и обмена информацией между государственными органами и финансовым сектором, посредством привлечения к данной работе официальных бизнес объединений и ассоциаций, представляющих интересы широкого круга финансовых институтов.
В рамках такого механизма будет обеспечено проведение работы по следующим основным направлениям:
  • обмен мнениями по принимаемым государственными органами решений в отношении развития финансового сектора и экономической политики государства;
  • проведение совместных инициатив по более широкому продвижению и внедрению стандартов и услуг финансового сектора в экономику;
  • повышение доступности финансовых услуг населению и повышение их качества;
  • повышение уровня финансовой образованности населения;
  • становления Казахстана как финансового центра региона;
  • продвижения казахстанских финансовых институтов на региональные рынки;
  • обеспечение устойчивости и стабильности финансового сектора.
Планируемая работа будет реализовываться путем проведения регулярных форумов, круглых столов, а также возможно формирование постоянно действующей рабочей группы по вопросам финансового сектора, с участием представителей государственных органов, бизнес - объединений финансового сектора и представителей финансовых институтов. Также в соответствии с Законом от 31 января 2006 года «О частном предпринимательстве» будет продолжена работа по экспертизе проектов нормативных правовых актов с аккредитованными объединениями предпринимателей, проводимой экспертными советами по вопросам предпринимательства при государственных органах.
В части совершенствования взаимодействия институтов развития и финансовых организаций будет активизирована работа по информационному обмену между ними. В частности, будет налажена система обмена информацией между институтами развития и банками второго уровня, лизинговыми и страховыми компаниями, венчурными и инвестиционными фондами, входящими в Ассоциацию финансистов Казахстана, о прейскуранте услуг финансовых организаций, о возможностях для совместной реализации крупных инвестиционных проектов с привлечением как отечественных, и так и иностранных инвестиций.
 
Сбалансированная денежно-кредитная и фискальная политика и повышение эффективности их основных инструментов
 
Координация денежно-кредитной и фискальной политик должна осуществляться по нескольким направлениям.
Во-первых, основным условием при реализации данных политик является следование единой долгосрочной цели или ориентиру. Данной целью может служить вхождение Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. Для достижения данной цели должны реализовываться отдельные задачи, например, сохранения высокого и устойчивого роста ВВП, снижение уровня инфляции, повышение благосостояния населения, уменьшение дефицита бюджета и т.д. путем проведения соответствующей государственной политики.
Во-вторых, для тесной координации фискальной и денежно-кредитной политик необходимо согласование ключевых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей, а также в основе корректировки этих прогнозов. Зачастую расхождения именно в предположениях и допущениях по тенденциям показателей приводят к существенным различиям в прогнозах и, в конечном итоге, расхождениям в направлении принимаемых мер. Так, в последние несколько лет проводится, с одной стороны, экспансионистская бюджетная политика, направленная на значительный рост расходов бюджета, и, с другой стороны, ограничительная денежно-кредитная политика, характеризуемая мерами по ее ужесточению. Разнонаправленность мер данных политик не позволяет обеспечить снижение уровня инфляции.
Тем не менее, координация денежно-кредитной и фискальной политик не предполагает их подчинение друг другу. Независимость Национального Банка от органов представительной и исполнительной власти закреплена Законом Республики Казахстан от 30 марта 1995 года «О Национальном Банке Республики Казахстан».
 
Основные задачи на 2007-2011 годы
В целях проведения сбалансированной денежно-кредитной и фискальной политики предполагается принятие следующих мер:
  • определение единой долгосрочной цели государственной экономической политики и целей в краткосрочном периоде с установлением их приоритетности;
  • соблюдение подчиненности нижестоящих целей вышестоящим;
  • совершенствование механизма по согласованию единых предположений и допущений, которые лежат в основе прогнозов основных макроэкономических показателей и параметров среднесрочного плана социально-экономического развития, среднесрочной фискальной политики и основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка, а также в основе корректировки этих прогнозов;
  • определение перечня показателей и параметров, которые будут публиковаться в рамках среднесрочного плана социально-экономического развития, среднесрочной фискальной политики и основных направлений денежно-кредитной политики Национального Банка;
  • совершенствование механизма взаимодействия Национального Банка и Министерства экономики и бюджетного планирования по принятию согласованных мер по достижению целей.
 
 
Совершенствование налогообложения участников финансового рынка и финансовых инструментов
 
Цель и задача
Переход к стандартам Европейского союза предполагает отмену налоговых льгот и преференций, которые в настоящее время существуют по различным финансовым инструментам. Введение временных льгот оправдано в целях стимулирования развития каких-либо новых финансовых инструментов, особенно связанных с реализацией государственной инвестиционной политики в приоритетных секторах экономики, в том числе в финансовом секторе. В дальнейшем эти льготы должны быть отменены по истечении определенного периода времени, достаточного для становления новых инструментов на финансовом рынке.
Активизация фондового рынка Республики Казахстан привела к появлению новых для Казахстана финансовых инструментов, таких как деривативы. При правильном использовании производные инструменты (деривативы) являются инструментами управления рисками. Для их эффективного использования требуется дальнейшая работа в совершенствовании налогообложения деривативов.
В настоящее время проделана работа по реформированию и либерализации финансового рынка, непрерывно пересматривается и расширяется перечень финансовых инструментов, с которыми могут работать финансовые институты и в которые могут инвестироваться активы. Так, в соответствии с постановлением Агентства, пенсионным фондам разрешено приобретать инструменты хеджирования для защиты от возможных рисков изменений стоимости или денежных потоков по пенсионным активам.
 
Совершенствование налогообложения эмитентов акций
 
Текущее состояние
Современное состояние фондового рынка Казахстана характеризуется неразвитостью рынка акций. Контрольные пакеты акций находятся в руках стратегических инвесторов, которые не заинтересованы в продаже акций миноритарным акционерам. Объем свободно обращающихся на рынке акций (free-float) не превышает 1 %. Кроме того, более половины сделок с акциями, совершаемых на KASE проходят в режиме прямых сделок.
 
Основные меры
Для стимулирования публичного предложения акций на рынке ценных бумаг и в целях обеспечения необходимой обращаемости и ликвидности акций предлагается, с учетом международного опыта, рассмотреть возможность целесообразности введения льгот для эмитентов, акции которых обращаются на KASE и/или специальной торговой площадке Регионального Финансового Центра города Алматы и отвечают критериям публичных компаний.
 
Налогообложение доходов физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам
 
Текущее состояние
В настоящее время вознаграждение по вкладам в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, и вознаграждение по долговым ценным бумагам, выплачиваемым физическим лицам, освобождаются от налогообложения. Это было сделано с целью стимулирования вложений населения в банковскую систему при отсутствии других возможностей привлечения средств населения в финансовую систему.
 
Основные меры
При условии появления на рынке новых финансовых инструментов для населения, целесообразным является рассмотрение вопроса об оптимизации налогообложения доходов физических лиц по депозитам и долговым ценным бумагам.
 
Налогообложение вознаграждения по государственным и агентским ценным бумагам
 
Текущее состояние
В настоящее время освобождены от налогообложения операции с государственными ценными бумагами (ГЦБ) и вознаграждение по ним. Это делает инвестирование в данный финансовый инструмент более привлекательным. Также одним из новых финансовых инструментов для финансового сектора Казахстана, требующим льготного режима налогообложения для стимулирования обращения, являются агентские ценные бумаги финансовых агентств. Порядок налогообложения агентских ценных бумаг с 1 января 2003 года является идентичным порядку, применяемому в отношении ГЦБ.
 
Основные меры
В перспективе возможным представляется, что вознаграждение по ГЦБ и агентским ценным бумагам, по мере становления их рынка, будет облагаться подоходным налогом у источника выплаты, что характерно для многих развитых стран, включая практически все страны Европейского Союза, США, Канаду. Это позволит уравнять условия для различных эмитентов, будь то Правительство, агентства или негосударственные эмитенты.
По мере становления вторичного рынка следует рассмотреть возможность введения налогообложения на прирост стоимости при операциях с ГЦБ и агентскими ценными бумагами, за исключением операций Национального Банка по регулированию ликвидности банков второго уровня.
 
Развитие платежных систем
 
Текущая ситуация
В настоящее время платежные системы Казахстана обеспечивают потребности реального сектора экономики, банков и других участников финансового рынка в своевременном проведении платежей и переводов денег, а также способствует эффективной реализации денежно-кредитной политики государства и исполнению государственного бюджета. На сегодняшний день платежные системы Казахстана отвечают всем требованиям, предъявляемым международными финансовыми организациями к платежным системам развитых стран. При этом, нормативная база и технологии, используемые в платежных системах, постоянно совершенствуются.
Следует отметить, что с момента создания платежных систем сохраняется тенденция роста количества и объемов платежей, обрабатываемых системами. Так, в 2005 году по сравнению с 2002 годом, количество и объемы безналичных платежей увеличились в 2 раза и в 3,3 раза соответственно. При этом, учитывая, что весь объем безналичных платежей в стране проходит через платежные системы Казахстана следует отметить их важную роль для эффективного развития экономики Казахстана.
Наряду с планомерным ростом потоков платежей в платежных системах наблюдалось также значительное увеличение количества и объемов платежей по платежным карточкам, являющихся наиболее распространенным и удобным инструментом для осуществления безналичных платежей населением страны. Так, в 2005 году по сравнению с 2002 годом, прирост количества и объемов транзакций по платежным карточкам составил в 2,4 раза и в 3,4 раза соответственно. При этом рынок платежных карточек является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов финансового рынка страны. Ежегодно растут количество карточек в обращении, держателей карточек, расширяется инфраструктура рынка платежных карточек. Важно отметить, что на сегодняшний день 45 % от экономически активного населения страны уже вовлечены в рынок платежных карточек, тогда как 3 года назад данное соотношение составляло 20,4 %.
Но вместе с тем, в настоящее время существуют и определенные проблемы, связанные с преобладанием налично-денежного оборота в сфере розничной торговли, а также недостаточной развитостью инфраструктуры для обслуживания платежных карточек. Кроме того, одним из вопросов, требующих решения в рамках принятия мер по дальнейшему повышению операционной надежности и безопасности платежных систем, является построение нового Резервного центра платежных систем, что связано с недостаточной отдаленностью месторасположения основного и резервного центров платежных систем (в городе Алматы).
 
Основные задачи на 2007-2011 годы
Основной задачей Национального Банка в области развития платежных систем на среднесрочный период остается поддержание работы платежных систем на высоком технологическом уровне, обеспечивающем безопасное и своевременное проведение платежей и переводов денег между различными субъектами экономики Казахстана.
При этом на период с 2007 года по 2011 годы Национальный Банк развитие платежных систем предполагает осуществлять по следующим основным направлениям.
Дальнейшее совершенствование и модернизация технической инфраструктуры действующих платежных систем. В рамках этой политики будет проведена работа по созданию нового Резервного центра платежных систем. Одной из основных задач Национального Банка по обеспечению функционирования платежных систем является поддержание его непрерывной и эффективной работы. В этих условиях вопрос создания нового Резервного центра платежных систем, который будет обеспечивать функционирование платежных систем в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций в районе расположения основного центра платежных систем, имеет исключительно важное значение для эффективного выполнения Национальным Банком задачи по обеспечению бесперебойного их функционирования.
Также будут продолжены работы по дальнейшему расширению розничных безналичных платежей. Особое внимание будет уделено созданию необходимых условий для развития инфраструктуры и широкого применения платежных карточек в расчетах за товары и услуги.
Приоритетными направлениями в сфере развития розничных безналичных платежей должны стать:
расширение спектра и повышение качества розничных банковских услуг населению;
устранение правовых препятствий для развития рынка платежных услуг и внедрения инновационных технологий;
поощрение конкурентных рыночных условий;
развитие необходимой инфраструктуры и создание соответствующих условий для использования платежных карточек.
С целью развития розничных безналичных платежей будет продолжена работа по совершенствованию нормативной базы, способствующей внедрению и расширению безналичных платежей на основе применения современных технологий - платежных карточек, Интернет-банкинга, мобильного банкинга, и т.д.
Расширение сферы розничных безналичных платежей и развитие новых прогрессивных видов банковских продуктов зависит от активной деятельности банков в этом направлении. В этой связи для выхода на принципиально новый уровень предоставления розничных банковских услуг, банкам необходимо сосредоточить усилия по построению развитой инфраструктуры рынка платежных карточек, расширению сервиса услуг, предоставляемых держателям платежных карточек, внедрению и развитию инновационных технологий и систем удаленного доступа на основе банкоматов и информационных киосков самообслуживания, средств мобильной связи и других инноваций.
Вместе с тем, в рамках дальнейшего развития рынка карточек предполагается реализация проекта «платежного шлюза», обеспечивающей интеграцию банковской системы с создаваемой системой «электронного правительства» для решения следующих задач:
реализация безналичной on-line оплаты услуг «электронного правительства» за счет средств населения и юридических лиц, размещенных на счетах в банках второго уровня;
использование терминальной сети банков по обслуживанию платежных карточек для доступа к услугам «электронного правительства».
В рамках общих тенденций по интеграции финансовой системы Казахстана с финансовыми системами других стран будет продолжено участие в работе по построению общей платежной системы среди стран ЕврАзЭС, основанной на национальных валовых системах расчета в режиме реального времени. Национальным Банком также будут изучены возможные пути интеграции системы SWIFT с платежными системами Казахстана для предоставления пользователям дополнительных каналов приема и передачи сообщений в платежную систему через систему SWIFT. Предполагается дальнейшее развитие SWIFT сервисного бюро с подключением новых финансовых институтов.
Для популяризации платежных систем Казахстана предполагается дальнейшее развитие отношений с международными институтами в области Инициативы Мирового Банка по платежным системам и системам расчетов ценных бумаг стран СНГ (CISPI) и обмена опытом в построении платежных систем.
  
 
Углубление международных отношений финансового сектора Казахстана в рамках ЕврАзЭС и других интеграционных союзов
 
Последовательное проведение экономических реформ создало предпосылки для дальнейшего углубления многостороннего экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов среди стран Содружества независимых государств.
Ускорение формирования единого экономического пространства и интеграции финансовых систем ориентировано на использование новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия, реализацию совместными усилиями общих выгод и национальных интересов его участников.
Основными целями для Казахстана на предстоящий среднесрочный период будут являться продолжение начатых экономических интеграционных инициатив, продолжение проведения согласованной политики со странами региона для развития национальных экономик, ускорение гармонизации законодательства стран региона и продолжение работы по снятию всевозможных барьеров на пути продвижения людей и капитала.
Эффективное экономическое взаимоотношение стран бывшего Союза развивается в рамках функционирования таких интеграционных объединений, как Содружество независимых государств (СНГ); Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС); Единое экономическое пространство (ЕЭП); Центрально-Азиатское сотрудничество, куда входят Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан и Республика Узбекистан; альянс Грузии, Азербайджана, Украины, Узбекистана и Молдовы (ГУУАМ).
Начало новому этапу экономической интеграции было положено Заявлением президентов Белоруссии, Казахстана, России и Украины от 23 февраля 2003 года о подготовке к формированию ЕЭП.
Многие трудности на пути регионального взаимодействия связаны с неразвитостью его «финансовой составляющей».
В современных условиях усиление взаимодействия в сфере валютных отношений приобретает все большее значение как фактор развития национальной экономики государств-участников СНГ и снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям. При этом укрепление взаимодействия в валютно-финансовой сфере базируется на принципе поэтапности.
Вопросы валютной интеграции нашли также отражение в приоритетных направлениях развития ЕврАзЭС на 2003-2006 и последующие годы, в которых определены принципы и условия формирования общего финансового рынка и валютной интеграции.
Создание и развитие единого экономического пространства и интеграция финансовых систем должны происходить поэтапно и идти в направлении развития торгово-экономических отношений, развития предпринимательства и инвестиций, развития денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений, последовательной гармонизации законодательств, проведения согласованной социальной политики.
В указанный период будет также продолжена реализация мер по развитию страхового рынка, по обеспечению равных условий доступа хозяйствующих субъектов государств-членов ЕврАзЭС на национальные рынки ценных бумаг.
В
ажным этапом на пути становления и развития рыночных отношений является создание Евразийского банка развития, Соглашение о создании банка было подписано 12 января 2006 года.
Стратегической целью банка является содействие развитию рыночной экономики в странах-участницах, их экономическому росту и расширению взаимных торгово-экономических связей путем осуществления инвестиционной деятельности. Банк призван стать консолидирующим элементом финансовой инфраструктуры единого экономического пространства, партнером стран - участниц углубленных интеграционных процессов».
В течение 2007-2011 годов будет продолжена работа по созданию валютного союза. Предпосылками для этого являются: координация экономической политики, снятие всех валютных ограничений и ограничений на движение капитала и постепенное сближение между экономической политикой стран - потенциальных участников валютного союза.
 
Микрофинансирование: задачи и развитие сектора как части финансовой системы Республики Казахстан
 
Цель и задачи
Расширить возможности социально уязвимых слоев населения и субъектов малого предпринимательства, в настоящее время не охваченных услугами банковского сектора через доступ к микрофинансовым услугам, что позволит:
  • развить предпринимательскую инициативу;
  • повысить занятость;
  • поднять уровень жизни;
  • повысить уровень финансовой образованности.
 
Текущее состояние
Несмотря на то, что в Казахстане функционирует ряд микрофинансовых организаций (МФО), сфера и объемы предлагаемых ими услуг все еще ограничены. В Казахстане МФО предлагают только микрокредиты, и охват их деятельности пока не велик.
Микрофинансовые услуги в Казахстане предлагают четыре типа организаций: коммерческие банки (через программы EBRD), небанковские финансовые организации, кредитные товарищества и микрокредитные организации.
Анализ рынка кредитных товариществ позволяет говорить о несоответствии настоящих тенденций потребностям рынка. Совокупный кредитный портфель кредитных товариществ наряду с количеством клиентов, ими охватываемых, является крайне незначительным и несопоставимым по сравнению с аналогичными показателями банков.
Принимая во внимание, что деятельность кредитных товариществ, в том числе по предоставлению кредитов, ограничена лишь узким кругом участников, можно утверждать о низком уровне развития кредитных товариществ.
Основным фактором, сдерживающим развитие микрофинансирования до настоящего времени было отсутствие концептуального подхода к развитию системы микрофинансирования, комплексной поддержки со стороны государства.
В соответствии с политикой Президента Республики Казахстан, направленной на повышение конкуренции в финансовом секторе, Правительством Республики Казахстан поставлена задача создания условий для развития конкуренции. Такие организации, как кредитные товарищества и микрокредитные организации, являясь мобильными специализированными финансовыми институтами, могли бы предложить услуги, альтернативные банковским.
 
Основные меры
В целях расширения доступа населения к финансовым ресурсам, спектра предоставляемых кредитными товариществами и микрокредитными организациями услуг, решения социальных проблем путем создания дополнительных рабочих мест, снижения уровня бедности и увеличения доходов населения, развития малого и среднего предпринимательства, стимулирования развития конкуренции на финансовом рынке, обеспечения источниками финансирования МФО, создания устойчивого микрофинансового сектора как части финансовой системы республики, необходимо принятие в среднесрочной перспективе следующих мер:
  • дальнейшее совершенствование механизма государственной поддержки кредитных товариществ и микрокредитных организаций;
  • создание стимулов для развития вспомогательных услуг и инфраструктуры, обеспечивающей доступ микрофинансовых организаций к профессиональным услугам и информации;
  • повышение качества ведения мониторинга за деятельностью кредитных товариществ и микрокредитных организаций, в том числе совершенствование форм отчетности, предоставляемых ими в органы статистики. 
Финансовый лизинг
 
Текущее состояние
В 2005 году лизинговыми компаниями заключено 1358 договоров финансового лизинга, по которым реализовано 4191 единиц имущества. Стоимость фактически переданного по договорам финансового лизинга имущества составила более 20,8 млрд. тенге. Объем портфеля лизинговых сделок за последние годы возрос почти в 6 раз и достиг, по оценке, свыше 350,0 млн. долларов США. Отмечено более чем четырехкратное увеличение количества заключенных договоров лизинга. Доля лизинга в общем объеме инвестиций в основной капитал возросла до 1,8 %. Рынок лизинговых услуг становится все более привлекательным как для инвесторов, так и для производителей товаров, работ и услуг.
В течение последних лет ограничение минимального срока лизинга до 2004 года, являлось основным из сдерживающих факторов развития лизинга. Основные средства, срок полезной службы которых составлял 10-20 лет, практически невозможно было передать в лизинг. Это было связано с тем, что срок лизинга должен был быть не менее 8-16 лет и право собственности могло бы быть передано лизингополучателю только по истечении этого срока. Это существенно увеличивало риски по сделке.

Правительством Республики Казахстан были предприняты различные меры для развития финансового лизинга. В частности, это принятие изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), вступивших в силу с 1 января 2004 года. Это Закон Республики Казахстан от 10 марта 2004 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам финансового лизинга». В налоговом и гражданском законодательстве регулирование финансового лизинга приближено к международным стандартам, что способствует развитию малого и среднего бизнеса, ускорению темпов обновления основных средств на предприятиях. Наиболее важными являются следующие изменения и дополнения: определение финансового лизинга, в части сокращения срока лизинга до 3 лет; введение понятия «вторичный лизинг», что предоставляет возможность вторичной сдачи в лизинг предметов лизинга при изъятии последних у недобросовестных лизингополучателей, что минимизирует риски лизингодателей; возможность бесспорного изъятия предметов лизинга у недобросовестных клиентов в порядке приказного производства; определение срока лизинга, например, расторжение договора лизинга при сохранении права собственности у лизингодателя не влечет изменение срока лизинга, что очень важно в случае возврата предмета лизинга от одного лизингополучателя и передаче его другому, а так же уменьшены риски лизингодателя, связанные с расторжением договора лизинга и возможными налоговыми потерями; отмена обязательной регистрации договоров лизинга, за исключением тех, регистрация которых предусмотрена другими законодательными актами в части недвижимости и, транспорта.

В целом создана достаточно благоприятная законодательная база, регулирующая гражданско-правовые вопросы и налогообложения лизинговых операций.
 
Основные меры
Дальнейшее совершенствование лизинговых операций, включая вопросы налоговой политики, регистрационных процедур, статистических сведений.
Денежно-кредитная политика
 
Денежно-кредитная политика в 2007-2009 годы будет ориентирована на обеспечение стабильности цен. Будет продолжена работа по переходу к принципам инфляционного таргетирования. Это предполагает построение прогнозов основных параметров денежно-кредитной политики, исходя из целевых ориентиров по инфляции.
В области денежно-кредитной политики Национальный Банк в 2007-2009 годы продолжит работу по повышению эффективности использования денежно-кредитных операций и дальнейшему усилению влияния принимаемых мер на состояние денежного рынка.
Национальный Банк будет регулировать ставки по своим операциям, включая официальную ставку рефинансирования, в зависимости от ситуации на денежном рынке и уровня инфляции.
Основными инструментами регулирования ставок вознаграждения на финансовом рынке, а также стерилизации избыточной ликвидности банков, останутся депозиты банков второго уровня в Национальном Банке и выпуск краткосрочных нот.
Будет продолжена работа по повышению воздействия Национального Банка на рыночные ставки вознаграждения путем установления коридора ставок для банков второго уровня (нижняя ставка - ставка по привлечению депозитов банков второго уровня, верхняя ставка - ставка по предоставлению займов банкам второго уровня).
Будет совершенствоваться модель трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Национального Банка, позволяющая оценивать влияние инструментов денежно-кредитной политики на основные макроэкономические показатели, в частности, на инфляцию.
Для снижения остроты проблемы избыточной ликвидности Национальный Банк намерен производить дальнейшее совершенствование механизма расчета минимальных резервных требований путем расширения обязательств банков, по которым они должны соблюдать нормативы. Несмотря на предусмотренные меры по ограничению ликвидности, предложение денег будет обеспечивать достаточно высокие темпы экономического роста.
Национальный Банк продолжит проведение политики плавающего обменного курса без определения какого-либо долговременного установленного коридора, осуществляя вмешательство в формирование валютного курса лишь с целью ослабления последствий кратковременных и спекулятивных колебаний валютного курса. Колебания курса будут обуславливаться соотношением спроса и предложения денег на валютном рынке. Будет осуществляться мониторинг потоков иностранной валюты.
Будут продолжены работы по мониторингу предприятий реального сектора экономики в целях оценки тенденций и направлений развития сектора нефинансовых корпораций, сложившейся экономической конъюнктуры и финансового состояния предприятий, уровня платежеспособности и потребности в привлечении капитала, спроса на кредитные ресурсы, инвестиционной политики предприятий.
Меры по сдерживанию инфляции потребуют усиления совместных действий Национального Банка и Правительства Республики Казахстан.
В области валютного регулирования и валютного контроля будет продолжена политика, направленная на дальнейшую либерализацию валютного режима в Казахстане, выработку новых подходов к регулированию рисков, связанных с движением капитала. Будет совершенствоваться информационная база по внешнеэкономическим операциям, что позволит с 2007 года обеспечить эффективный переход от разрешительного порядка проведения валютных операций к системе последующего мониторинга и селективного контроля.
В области обеспечения функционирования платежных систем будут предприняты дальнейшие меры по повышению эффективности и безопасности платежных систем, созданию эффективной системы управления рисками и надзора за платежными системами.
В целях обеспечения бесперебойного и непрерывного функционирования, увеличения мощности и повышения уровня безопасности платежных систем будет проведена работа по построению нового резервного центра платежных систем.
Приоритетным направлением в области развития рынка платежных карточек на 2007-2009 годы будет дальнейшее внедрение и развитие Национальной межбанковской системы платежных карточек. В рамках ее внедрения особое внимание будет уделено расширению применения платежных карточек «KazCard» внутри страны и развитию инфраструктуры их обслуживания.
В области наличного денежного обращения Национальным Банком будут введены в обращение банкноты нового дизайна, что обусловлено развитием полиграфических и компьютерных технологий. Банкноты будут содержать новые защитные и машиночитаемые элементы.
В рамках содействия обеспечению стабильности финансовой системы Национальный Банк будет тесно координировать свою деятельность с Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.
Будет продолжено активное сотрудничество с международными финансовыми организациями (Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский Банк Реконструкции и Развития, Азиатский Банк Развития, Исламский Банк Развития и др.).
В рамках интеграционных объединений Национальный Банк продолжит работы по организации общей платежной системы, по созданию интегрированного валютного рынка стран-членов ЕврАзЭС, а также по участию в работе межгосударственных и межведомственных групп по формированию Единого экономического пространства, Шанхайской Организации Сотрудничества.
 
 
наверх >>

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане