Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


Пресс-релизы

КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ СОВЕТ ПРИ ДЕПАРТАМЕНТЕ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ПО Г. АЛМАТЫ

ПРОТОКОЛ    ЗАСЕДАНИЯ №11
г. Алматы, 2007 г.                                               30 ноября, 15 час. 30 мин
Председательствующий:
Малгаждаров   А.Б.   -   вр.и.о.   начальника   Департамента   таможенного контроля по г.Алматы.
Присутствовали:
1.     Лкбердин    Т.С.    -   Исполнительный   Директор   Казахстанского    Союза
Таможенных Декларантов - Секретарь Консультативного Совета
2.  Алибеков С. Т. - Заведующий Кафедрой межд-дного права КАЗГУМО и МЯ
им. Абылай-хана
3.     Камшибаев    Р.А.     -    Заведующий    кафедрой    «Таможенное    дело»
Казахстанский экономический университет им. Т. Рыскулова
4.    Шестиков   Г.А.   -   Председатель   Совета   Казахстанской   Ассоциации
Таможенных Брокеров
5.  Джангозин С.Д. - Представитель Ассоциации национальных экспедиторов РК
6.      Жирноеа Э.Н. - Представитель Департамента страхования ответственности Страховой Пул «Кеден Insurance»
7.      Жомартов    М.А.    Заместитель    Председателя    совета    Казахстанской
Ассоциации         Канцелярских предприятий
8.      Песков КС.   Председатель правления  Ассоциации  производителей
оборудования и услуг недропользователей
9.  Головко А.Ю. - Сопредседатель Евразийского Союза участников ВЭД
10.   Рахимов Б.А. - начальник Юридического отдела ДТК по г.Алматы
11.   Есалиева Д.О.- главный специаслит специалист Отдела организационной работы и контроля ДТК по г.Алматы
Повестка дня:
1.    «Правовые последствия внесения изменений в таможенное
законодательство»,
инициатор и докладчик: Заведующий кафедрой
международного права КАЗГУМОиМЯ им. Абылай-хана Алибеков СТ.,
содокладчик: начальник Юридический отдела ДТК по г. Алматы Рахимов
Б.А.
2.  Разное
 
Участников очередного заседания Консультативного Совета при ДТК по г.Алматы приветствовал временно исполняющий обязанности начальника Департамента таможенного контроля по г.Алматы Малгаждаров Алтай Байкенович, прежде всего, ознакомив присутствующих участников заседания с повесткой дня.
Далее по первому вопросу повестки дня слово для выступления было предоставлено заведующему кафедрой международного права КАЗГУМОиМЯ им. Абылай-хана Алибекову С.Т, который в свою очередь отметил, что принятый и введенный в действие с 1 мая 2003 года Таможенный кодекс РК в последнее время изменяется в силу как объективных причин, связанных с упрощением таможенных процедур, со статусом и подчиненностью Комитета таможенного контроля, так и пролоббированных положений, направленных на создание нездоровой обстановки на таможенной границе.
Также заметил, что Казахстанский союз таможенных декларантов оперативно реагирует на проектируемые или уже принятые изменения и дополнения таможенного законодательства. В частности, были проведены пресс-конференции по вопросам складывающейся практики в таможенном оформлении, переноса таможенного оформления в г. Алматы, введению совокупного таможенного платежа в размере 0,6 евро за 1 кг, по изменениям в связи с Законом от 26 июля 2007года, которым введено положение о представлении ГТД страны отправления (экспортной декларации). В принципе, был объявлен своеобразный мониторинг последствий принимаемых решений, который необходимо поддержать всем заинтересованным организациям и лицам и направлять сведения для обобщения.
Затем заявил, что на днях, под давлением общественности внесено новое изменение в Таможенный кодекс уже не обязывающее декларанта представлять такую декларацию, переведя в плоскость права последнего при наличии и возможности представлять таковую. В то же время, период действия обязанности в представлении экспортной декларации, привел в действие механизм ответственности (в нашем случае - административной), на который следовало бы среагировать.
Также подчеркнул, что изменения в таможенное законодательство, повлекшие аспекты ответственности имели место, начиная с 1995 года (после принятия кодифицированного акта в форме Указа Президента, имеющего силу Закона, «О таможенном деле» от 20 июля 1995 года). В статье 149 Указа была отменена одна из позиций по освобождению от уплаты таможенных платежей и налогов (таможенные льготы) в соответствии октябрьскими изменениями и с приданием обратной силы (т.е. с момента принятия).
Сам правовой принцип предполагает исключение придания обратной силы закону, тем более, если он ухудшает или усиливает меры ответственности, что мы видим, в частности и в Кодексе РК об административных правонарушениях. Привел статьи данного Кодекса прямо
 
или косвенно приводящие механизм ответственности в действие, административные дела заведены и даже уже передаются в суды.
Так, например, статья 409 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что нарушение порядка производства таможенного оформления, то есть несоблюдение установленных таможенным законодательством требований о начале и завершении таможенного оформления, месте, времени и процедуре его проведения либо предъявление неправомерных претензий на применение упрощенного порядка таможенного оформления, а равно несоблюдение условий его применения (за исключением случаев, предусмотренных другими статьями) - влекут штраф от 5 до 25 МРП с приостановлением действия лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера или квалификационного аттестата (свидетельства) либо без такового.
Далее    привел     статью    410       Кодекса    об     административных
правонарушениях гласит, что проведение операций, изменение состояния, пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, в отношении которых таможенное оформление не завершено, в нарушение требований и условий, установленных таможенным законодательством, (за исключением случаев, предусмотренных другими статьями), - влекут штраф в размере от 10 до 20 МРП с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или без таковой.
Также отметил, что статья 411 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что транспортировка, погрузка, выгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка или принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, взятие проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться указанные товары и транспортные средства, без разрешения таможенного органа РК влекут штраф в размере от 5 до 25 МРП.
Затем привел статью 414 Кодекса об административных
правонарушениях гласит, что непредставление таможенному органу РК в
установленные им сроки необходимых для таможенных целей документов и
сведений (за исключением случаев, предусмотренных другими статьями) и
при отсутствии признаков преступления - влечет штраф от 5 до 25 МРП с
приостановлением       лицензии,        специального        разрешения        или
квалификационного аттестата (свидетельства).
Статья 429 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РК, то есть незаявление по установленной письменной, устной или иной форме либо заявление недостоверных сведений о товарах и транспортных средствах, их таможенных режимах и других сведений, необходимых для таможенных целях (за исключением случаев, предусмотренных другими статьями), при отсутствии состава преступления, - влечет штраф в размере 200% от суммы
 
неисполенного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства с приостановлением действия лицензии, специального разрешения или квалификационного аттестата (свидетельства).
Повторность в течение года после наложения административного взыскания - влекут штраф в размере 300% от суммы неисполненного или исполненного ненадлежащим образом налогового обязательства с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или без таковой.
Статья 430 Кодекса об административных правонарушениях гласит, что транспортировка, хранение, приобретение, пользование или распоряжение товарами и транспортными средствами, ввезенными на таможенную территорию РК помимо таможенного контроля либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо недекларированным или недостоверным декларированным, а равно транспортировка, хранение и приобретение товаров и транспортных средств, в отношении которых предоставлены таможенные льготы в части таможенных платежей и налогов, используемых либо отчуждаемых без разрешения таможенных органов РК в иных целях, чем те, с которыми были предоставлены такие льготы, влечет штраф.
Повторность в течение года после наложения административного взыскания, - влекут штраф в размере от 25 до 50 МРП с конфискацией товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, или без таковой.
Подчеркнув, что указанные составы административных правонарушений предусматривают ответственность и санкции на основании законодательства, действовавшего во время совершения правонарушения. В то же время, статья 6 Кодекса гласит, что закон, отменяющий или смягчающий ответственность, имеет обратную силу, то есть распространяется на правонарушения, совершенные до введения этого закона в действие.
Очевидно, что необходимо внести коррективы в механизм заведенных и/или завершенных производством дел об административных правонарушениях по фактам непредставления при таможенном оформлении экспортных таможенных деклараций.
В заключение своего выступления Алибеков СТ. предложил от имени членов Консультативного Совета обратиться в Комитет таможенного контроля МФ РК, для дальнейшего обращения на Республиканском уровне, в Министерство юстиции с тем, чтобы данный вопрос был разъяснен. Так как по сути дела нет прямого указания государственным органам о прекращении данных дел. Как быть в этой ситуации участникам ВЭД и государственным органам.
Рахимов Б.А.- дополнил выступление докладчика, прояснив состояние сложившееся в ДТК по г.Алматы. Так на сегодняшний день в Управлении по борьбе с контрабандой находится более 500 дел, именно в
 
 
отношении экспортной декларации, так как в соответствии со статьей 383 Таможенного кодекса РК, декларант давал гарантию на то, что он обязуется предоставить экспортную декларацию в течение 30 календарных дней. В случае если декларант не подает в указанные сроки экспортную декларацию, подпадает под нарушение, предусмотренное ст. 414 Таможенного Кодекса РК. Так как работа по внесению изменений в Таможенный кодекс уже проводилась, с разрешения руководства, а также в рамках закона, мы немного тянули сроки рассмотрения дел и смотрели в целом на ситуацию по Республике. В некоторых регионах декларанты были наказаны, однако в городском суде решения по этим материалам были отменены, в связи с тем, что в статье 383 Таможенного кодекса РК еще было написано, что за исключением тех стран, которые не могут предоставить экспортную декларацию. Также проводилась работа по выяснению в КТК МФ РК списков стран, в законодательстве, которых не предусмотрено предоставление экспортной декларации. В связи, с чем было основание не направлять материалы в суд. Но те дела, по которым срок уже подошел, были переданы в суд. Тем временем суд тоже принял решение о продлении сроков рассмотрения материалов, так как срок рассмотрения 15 дней, но суд вправе растянуть до 30 дней.
Затем отметил, что вчера вернулся еще один материал на доработку, тем самым суды, зная, что будут изменения в Таможенный кодекс РК пошли нам на встречу и у суда будет еще месяц на рассмотрение. Также сообщил, что ДТК по г.Алматы будет приостанавливать дела в соответствии со статьей 641, так как закон имеет обратную силу. Декларанты производящие в ДТК по г.Алматы таможенное оформление не пострадали, все это было сделано в рамках Закона и было согласовано с прокуратурой и судом.
В заключение своего выступления Рахимов Б.А. сообщил, что Комитетом таможенного контроля МФ РК будет направлено соответствующее разъяснение по новым изменениям в Таможенный кодекс РК в территориальные таможенные органы.
Алибеков СТ.- отметил, что в 1995г. был случай, когда в связи с поправкой в закон о предоставлении льгот, таможенный орган был обвинен, так как закон тогда не имел обратную силу. Также отметил, что хотел бы чтобы Комитет таможенного контроля снял ответственность с ДТК по г.Алматы по этим материалам.
Рахимов Б.А. - добавил, что уже обращались по этому вопросу в Генеральную Прокуратуру РК, где сказали, что проблема должна быть рассмотрена в каждом отдельном случае и необходимо, искать доказательства. Например, были направлены запросы в разные инстанции для того, чтобы узнать предоставляется ли экспортная декларация в той или иной стране. Есть письма посольств, где они сами не могут объяснить толком ничего. Также отметил, что работа в этом направлении давно уже проводится, по этому вопросу работала Казахстанская Ассоциация Таможенных Брокеров, а также Казахстанский Союз Таможенных Декларантов.
Алибеков СТ.- отметил, что для того чтобы снять эти вопросы необходимо было внести соответствующие изменения в статьи 316 и 383 Таможенного Кодекса РК.
По второму вопросу повестки дня Малгаждаров А.Б. зачитал обращение Евразийского Союза участников ВЭД о просьбе включить в состав членов Консультативного Совета при ДТК по г.Алматы Сопредседателя Евразийского Союза участников ВЭД Головко В.Ю. В связи с этим данное предложение было внесено на обсуждение. Члены Консультативного Совета при ДТК по г. Алматы единогласно поддержали его.
В заключение вр.и.о. начальника Департамента таможенного контроля по г. Алматы Малгаждаров А.Б. поблагодарил всех присутствующих за участие на заседании Консультативного Совета.
Рассмотрев вопросы, вынесенные на повестку дня заседания Консультативного Совета, заслушав высказанные предложения и замечания участников заседания, члены Консультативного Совета ДТК по г. Алматы
РЕШИЛИ:
1.  Принять к сведению выступления докладчиков по повестке дня заседания Консультативного Совета ДТК по г. Алматы.
2.          Казахстанскому Союзу Таможенных Декларантов от имени членов Консультативного Совета направить письмо в Комитет таможенного контроля МФ РК о разъяснении вопроса по направлению административных дел в суд, для дальнейшего обращения на Республиканском уровне, в Верховный суд, Генеральную Прокуратуру и Министерство юстиции.
3.          Включить в состав членов Консультативного совета при ДТК по г.Алматы Сопредседателя Евразийского Союза участников ВЭД Головко В.Ю.
Вр.и.о. начальника                             
ДТК по г.Алматы                                Малгаждаров
Протокол составила:
ЕсалиеваДО-Главный специалист Отдела организационной работы и контроля ДТК по г. Алматы 5 ноября 2007 г.


Назад к списку пресс-релизов

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане