Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


Пресс-релизы

Как поддержать «золотой фонд» ?

В конце октября месяца текущего года в Астане прошла Республиканская практическая конференция «Экспортный потенциал Казахстана: проблемы и пути решения». Данная конференция была инициирована АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» в рамках подведения итогов и награждения победителей Второго республиканского конкурса «Лучший экспортер готовой отечественной продукции – 2008». С прошлого года, когда Конкурс был проведен впервые, Корпорация принимает  активное участие в работе его оргкомитета, учредив поощрительные призы победителям в виде существенных скидок  к страховым тарифам по экспортным контрактам. В этом году Корпорация  учредила приз победителю в номинации «Лучший экспортер в сфере малого и среднего бизнеса», которым был признан АО «Кентауский трансформаторный завод», в виде фондирования для получения кредита в обслуживающем банке под один экспортный или предэкспортный контракт в сумме до 500 000 МРП (около $ 5,0 млн.). Всем победителям и участникам Конкурса Корпорация предоставила, что становится уже традицией, существенные скидки к страховым тарифам. Данные меры предпринимаются Корпорацией в целях стимулирования увеличения объемов производства  и расширения географии поставок как действующих предприятий-экспортеров, так и предприятий с экспортным потенциалом.           
Услуги, предоставляемые Корпорацией по поддержке предприятий-экспортеров, востребованы на конечной стадии, когда продукция уже произведена и должна быть реализована за рубеж. Поэтому Корпорация имеет реальное представление о состоянии экспорта отечественной продукции несырьевого сектора, что подтверждается и сведениями официальной статистики. В структуре казахстанского экспорта продукция несырьевого сектора никогда не превышала 10 процентов. При этом,  на продукты химической и связанных с ней отраслей промышленности приходится 4%, продукты животного и растительного происхождения, готовые продовольственные товары - 3,6%, машины и  оборудования, транспортные средства, приборы и аппараты - 1,4%. Основные рынки сбыта казахстанской продукции несырьевого сектора -  это страны СНГ, что является  больше следствием   отраслевого и регионального разделения  труда между бывшими советскими республиками.
 Актуальность темы конференции особенно наглядна в условиях  кризиса, когда  происходит реальное осознание негатива сырьевой привязанности экономики, и необходимо на всех уровнях управления разрабатывать и принимать действенные меры по созданию новых и поддержанию действующих предприятий-экспортеров несырьевого сектора. «Сегодня компании, работающие на внешние рынки, можно назвать «золотым фондом» отечественной индустрии. Поддержка и продвижение экспортеров – одна из главных задач государства, - приветствуя участников конкурса и конференции, сказал министр индустрии и торговли Владимир Школьник. Основные проблемы и перспективные направления поддержки предприятий «золотого фонда»  обсуждались на проведенной конференции.
 
Проблемы при выходе казахстанской продукции на экспорт, выявленные в процессе диагностики экспортного потенциала предприятий, проведенной АО «Корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznex», можно сгруппировать в следующие крупные блоки:
1.           Несовершенство законодательства, которое зеркально отражается на разрешительных процедурах, вытекающих из таможенного, налогового законодательства и технического регулирования;
2.           Несовершенство инфраструктуры, что отражается, как на уровне знаний о зарубежных рынках и специальных знаний в области внешнеэкономической деятельности, так и на других составляющих маркетинговой политики предприятий (выход и адаптация продукции на зарубежных рынках, создание зарубежных представительств, участие в выставках, брендинг, веб-сайты, каталоги и т.п.);
3.           Дефицит квалифицированных кадров (подготовка, повышение квалификации, переобучение).
4.           Финансы (источники и стоимость финансирования и кредитования, финансовая отчетность и аудит).
 
Понятно, что совершенствование законодательной базы это перманентный процесс, который  должен, как максимум, упреждать и, как минимум, отвечать параметры, в которых должны протекать определенные социально-экономические процессы. С этих позиций некоторые аспекты проблем, обозначенных в первом блоке -  принятый новый Налоговый кодекс, необходимость разработки нового таможенного законодательства, недостатки существующей системы технического регулирования,  были включены в тематику обсуждения конференции.
         Открыл работу конференции с приветственным словом Вице-министр индустрии и торговли РК Корсунов А.О. На сегодняшний день Министерством индустрии и торговли РК активизирована работа, направленная на защиту интересов казахстанских экспортеров на зарубежных рынках, информировал участников конференции Председатель Комитета торговли Казыбаев А. Данный комитет является уполномоченным органом в вопросах  устранения внешних  барьеров, связанных с применением странами-импортерами казахстанской продукции защитных, антидемпинговых, компенсационных и иных мер, с целью протекции своих внутренних производителей от импорта. Следует отметить, что в мире наиболее применимы антидемпинговые меры, т.к. в отличие от защитных и компенсационных, доказать наличие демпинга легче, особенно, когда в стране экспортера урегулированию таких вопросов отводится второстепенное место. На сегодняшний день торговые ограничения, введенные странами Северной и Южной Америки, Европейским Сообществом, Россией и Украиной в отношении казахстанского экспорта, распространяются на такие товары, как металлы и изделия из них, некоторые виды химической продукции. Для защиты интересов отечественных экспортеров в Российской Федерации открыто торговое представительство РК, к 2011 году планируется открытие таких же представительств  в Турции, Китае, Узбекистане, Киргизии ФРГ и Арабской республике Египет.     
Президент ОЮЛ «Союз товаропроизводителей и экспортеров Казахстана» (СТЭК) Радостовец Н.В. отметил положительные сдвиги в новом Налоговом кодексе в сторону интересов субъектов несырьевого сектора: определение налоговой базы на основе международных стандартов финансовой отчетности и Национальных стандартов бухгалтерского учета; снижении ставки корпоративного подоходного налога до 20-15%; возможность ставить на вычеты затраты по приобретению основных фондов для производства конечной продукции несырьевого сектора; сокращение примерно в три раза количества отсылочных норм на разные нормативные правовые акты; введение поэтапного возврата из бюджета превышения НДС, а также возможность возврата превышения НДС крупным экспортерам по так называемому «Зеленому коридору». Сумма невозвращенного предприятиям-экспортерам (как добывающих, так и обрабатывающих отраслей) НДС приблизилась к 150,0 млрд. тенге. Как одной из альтернативных мер, ОЮЛ «СТЭК»  предложил Министерству финансов рассмотреть механизм возврата НДС путем зачета в счет погашения имеющейся у предприятий задолженности по другим налогам и платежам в бюджет.  Контакты: e-mail: radostovetz@mail.ru;  8 7172 689 606; 689 602.
       
С 1 января 2009 года вводится в действие Закон «О трансфертном ценообразовании». Исторически казахстанские налоговые органы проверяли трансфертные цены, применяемые в сделках, связанных с экспортом природных ресурсов, но, по мнению выступившего на конференции Главного эксперта компании «Ernst & Young» Юртаева Р. в настоящее время налоговые органы стали уделять большее внимание импортным и экспортным сделкам предприятий-несырьевиков. К тому же в отличие от положений Руководства Организации по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (ОСЭР), казахстанское законодательство о трансфертном ценообразовании не ограничивает государственный контроль при применении трансфертных цен сделками между взаимосвязанными  сторонами и распространяется на сделки между несвязанными сторонами. В этой связи г-н Юртаев Р. призывает предприятия не поддаваться мифам, что никого не интересует трансфертное ценообразование, что, если цена сделки лишь немного выходит за пределы диапазона цен, то налоговый риск несущественен, что Законом предусмотрено достаточно времени для подготовки документации, подтверждающей цены и такие документы можно подготовить позже, при необходимости, что наличие документации уже достаточно для подтверждения применяемых цен. Когда налоговики придут и проверят деятельность предприятия по этому вопросу, тогда эти  мифы будут развенчаны и приведут к значительным налоговым начислениям. Контакты: e-mail: Roman.Yurtayev@kz.ey.com; 8 727 256 59 60.
  
С большим интересом было воспринято участниками конференции выступление  координатора Программы GTZ  «Содействие экономическому сотрудничеству в Центральной Азии»  в Казахстане Абдукадыровой К. с рекомендациями об оптимизации документов и процедур для государства и участников ВЭД. Эксперты Программы предлагают автоматизировать весь процесс импортно-экспортных процедур на базе существующей разветвленной системе ЦОНов. Данное электронное единое окно (платформа обмена информацией) является одним из уникальных, поскольку в результате его внедрения среднее время, затрачиваемое на полное проведение импортно-экспортной транзакции, составило 6 часов. Предложенная модель оформления полностью отвечает современным требованиям в области электронного оформления товаров, а также соответствует практическим рекомендациям по созданию наиболее успешных моделей электронного единого окна согласно международным нормам, выработанным СЕФАКТ ООН.
Выгоды для бизнеса и государства: сокращение административных барьеров  (времени, процедур и документов); доступ к системе из любой точки Казахстана, где есть Интернет (важное преимущество, учитывая масштабы РК); унификация и гармонизация сведений; сокращение условий для коррупции; увеличение доходов государства; увеличение ВВП около 1,6% в год, улучшение общего рейтинга Казахстана по Doing Business  до 53 позиции с 70 (а по показателю «Международная торговля» мы сейчас занимаем 180 место из 181 стран); полный контроль и мониторинг эффективности работников министерств и ведомств; общая электронная форма заявки для всех участников ВЭД с конкретным списком документов (легкий и полный доступ к информации). Данный проект может быть реализован 1-1,5 года, стоимость по примерным оценкам $ 5 млн., которые уже через 2 года активного использования полностью вернуться в бюджет страны. Есть специалисты, есть инициатива, есть общее желание, необходима политическая воля и результат будет уже через 1,5 года. Контакты: e-mail: kamila.abdukadyrova@gtz.de; www.gtz.de;  89 7172 24 37 66.
При оформлении экспортных процедур у предприятий возникают трудности, связанные с получением сертификата происхождения СТ-1 на готовую продукцию и полуфабрикаты. Недостатки действующей системы технического регулирования (бессистемность, несогласованность, отсутствие взаимосвязанности в законодательстве, отсутствие достаточного количества испытательных лабораторий, низком качестве проводимых испытаний, отсталости стандартов на методы испытаний и т.п.) были конкретно изложены в выступлении  директора ТОО «Карагандинский институт качества» Жолдаспаева С. По мнению эксперта необходимо предпринять следующие срочные меры:
-               приостановить процесс принятия новых технических регламентов,
-               приостановить действие уже принятых технических регламентов,
-               провести анализ принятых технических регламентов с максимальным привлечением всех заинтересованных лиц, прежде всего производителей соответствующих видов продукции,
-               определить ответственность организации – разработчика за качество разработки  и выполнение процедур разработки,
-               определить порядок формирования временных технических комитетов или рабочих групп по разработке технических регламентов на базе организаций, выигравших конкурс по организации разработки проектов технических регламентов,
-               создать координационный совет по организации разработки технических регламентов с максимальным привлечением представителей бизнес сообществ,
-               по каждому техническому регламенту на уровне правительства утверждать состав рабочей группы, которая должна быть привлечена к разработке или пересмотру технических регламентов,
-               финансирование работ по пересмотру уже принятых технических регламентов осуществить за счет тех организаций, которые их разрабатывали, так как на это были выделены немалые средства из государственного бюджета, которые можно сказать были потрачены впустую,
-               пересмотреть порядок финансирования работ по разработке технических регламентов и оплаты работы экспертов,
-               определить требования к организациям, которые на конкурсной основе могут привлекаться для обеспечения работы временных технических комитетов или рабочих групп по разработке проектов технических регламентов. Контакты: e-mail:zholdaspaev@list.ru; 8 7212 47 50 29;
 
         Для решения проблем, обозначенных во втором блоке, АО «Государственная корпорация по развитию и продвижению экспорта «Kaznex» оказывает услуги предприятиям – действующим экспортерам, стремящимся экспортировать и имеющим экспортный потенциал   по следующим направлениям. Для развития экспорта: независимая оценка экспортной готовности (подтвержденный экспортный потенциал); содействие в разработке отраслевых стратегий экспорта; пилотные проекты содействия подготовке и выходу на экспорт на примере трех отраслей – пищевая, машиностроение, химическая; организация обучения; каталог услуг обучения в Казахстане; инструктивные материалы в помощь экспортерам. Для продвижения экспорта: бриф-анализ рынков по продукции; справочник «Экспортная продукция Казахстана»; реестр «Экспортеры Казахстана»; размещение казахстанской продукции в зарубежных каталогах, директориях; учебные туры на производственные площадки мировых экспортеров.
Эксперты «АО «Kaznex» провели диагностику 60 предприятий (19 – машиностроение, 30 – пищевая промышленность, 11 – химическая промышленность), при этом заявки получены от 237 предприятий, заинтересованных в разработке и реализации индивидуальных программ развития и продвижения экспорта. Контакты: Ахметова Сауле – Заместитель Председателя Правления АО «Kaznex»; www.kaznex.kz;  e-mail: info@kaznex.kz;  8 727 2590 690.
Вторая половина дня работы конференции была посвящена обсуждению вопросов финансовой поддержки деятельности предприятий-экспортеров  и методикам учета рисков при совершении экспортных сделок.
 
Одним из альтернативных путей привлечения средств для развития предприятия является заимствование на фондовом рынке. Предприятия-экспортеры в силу более качественного менеджмента, являются наиболее подготовленным и привлекательным сегментом, за счет которого можно увеличить количество игроков рынка ценных бумаг. Выступивший на конференции вице-президент Казахстанской фондовой биржи Бабенов Б.   обозначил основные преимущества и недостатки различных видов ценных бумаг и долговых обязательств, показал предприятиям уже имеющиеся примеры профессионального подхода к фондированию некоторыми предприятиями-экспортерами. Наличие трудностей, с которыми сталкиваются предприятия при подготовке и обслуживании своих долговых обязательств (длительный процесс подготовки выпуска облигаций, ограничения на объем выпуска, сложность технологии размещения, большие накладные расходы, ежеквартальное раскрытие финансовой информации, большое количество кредиторов), значительно компенсируются  преимуществами и перспективами, которые обеспечиваются  публичностью его деятельности (доступ к более дешевым способам значительных объемов и сроков заимствования, отсутствие необходимости обеспечения активами эмитента, гибкость налогового и  финансового планирования, диверсификация базы инвесторов, относительная независимость от кредиторов и создание публичной кредитной истории). Для казахстанских эмитентов новые листинговые требования KASE представлены в таблице 1.             
                           НОВЫЕ ЛИСТИНГОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ*
 

Требования
Долговые ценные бумаги
С рейтинговой
Оценкой
Без рейтинговой оценки
1 подкатегория         
2 подкатегория
Государственная регистрация
    2 года
    2 года
   1 год
Собственный капитал
2,4 млрд тенге
400,0  млн тенге
Чистая прибыль
100,0 млн тенге
Наличие
Объем продаж
(нефинансовые организации)
2,4 млрд тенге
400,0  млн тенге
Финансовая отчетность
за 2 года
за 2 года
за 1 год
Рейтинг
установлен
АРД РФЦА/KASE
Другие требования
Кодекс корпоративного управления
Аудитор, соответствующий требованиям АРД РФЦА/KASE
Стандарт финансовой отчетности - МСФО, СФО США
Маркет–мейкер
 
Отсутствие в учредительных документах норм, ущемляющихих
и ограничивающих права собственников ценных бумаг на их передачу (отчуждение)

*Числовые значения показателей собственного капитала, капитализации и чистой прибыли приведены округленные
Затраты предприятия по выходу  на фондовый рынок составляют  приблизительно от  $46,0 тыс., которые включают затраты на аудит ($20-350,0 тыс. в зависимости от состояния отчетности и размера предприятия), услуги финансового консультанта с подготовкой проспекта выпуска ($25 тыс.), листинговые сборы ($0,9-39 тыс.). Исходя из экспертных оценок KASE, для среднего объема привлечения издержки составят 0,13 % от зарегистрированного объема. Контакты:  www.kase.kz; e-mail: kase@kase.kz; 8 727 237 53 05.
 
На развивающихся рынках синонимами роста на рынке облигаций являются национальные рейтинговые агентства (НРА), которые играют роль квази-регулятора не в смысле регулирования, а в плане обучения субъектов рынка и работы с госрегулятором для развития направлений дальнейшего расширения рынка облигаций. НРА больше заинтересованы в развитии национального фондового рынка в целях расширения собственного бизнеса, что является гарантией качества и объективности оценок. Деятельность НРА направлена на баланс интересов инвесторов и эмитентов внутри страны в отличие от международных рейтинговых агентств, деятельность которых направлена на соблюдение баланса интересов инвесторов и эмитентов многих стран. Как отметил в своем выступлении Председатель Правления АО Рейтинговое агентство «РФЦА» Калежаров Е. НРА будет позиционироваться на фондовом рынке как лидер независимого мнения, которое не должно испытывать никакого давления как со стороны госорганов, так и частного сектора, при предоставлении местным институциональным  инвесторам объективной рейтинговой оценки по корпоративному кредитному риску. Таким образом, при  обращении потенциального эмитента в НРА с просьбой присвоить рейтинг, команда аналитиков НРА изучает информацию об эмитенте  с посещением его территории  для подготовки  рейтингового отчета. После рассмотрения отчета  Рейтинговый комитет присваивает рейтинг и извещает эмитента, который им или принимается, или отклоняется либо пересматривается (по просьбе эмитента). При согласии эмитента НРА оглашает рейтинг и в дальнейшем проводит постоянный его мониторинг, сведения по которому размещаются на веб-сайте, что служит ориентиром для инвесторов. С учетом синергетического эффекта от объединения усилий KASE и РФЦА для увеличения количества игроков фондового рынка,  предприятия-экспортеры получают реальный инструмент инфраструктурной поддержки для реализации своих планов по привлечению альтернативного финансирования. Контакты: www.rfc.kz;  8 727 258 80 25; 258 44 84.   
 
            Традиционно,  предприятия для поддержания  своей экспортной деятельности используют различные  продукты торгового финансирования, предоставляемые коммерческими банками. Кризис ликвидности коммерческих банков негативно сказался на объемах и стоимости кредитования экспортных сделок, но, по мнению управляющего директора международных отношений и торгового финансирования АО «Банк БТА» Сабырбаева Т. именно предприятия-экспортеры, в силу более качественного менеджмента, являются в нынешних условиях наиболее приоритетными клиентами для кредитования. Установленные лимиты на более 120 коммерческих банков и корреспондентские отношения с более чем 700 зарубежными банками, позволяют  БТА Банку  финансировать практически все сделки казахстанских экспортеров. Риски и проблемы, возникающие в международной торговле, структурируются с помощью уникального сотрудничества, которое налажено у банка с АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» (далее - ГСК). Риски неплатежа за отгруженный товар, регулирующие правила и юридические нормы различных стран, необходимость в предоплате (авансе) для производства товара, риск неоплаты после отгрузки товара (при получении аванса), коммерческие и политические риски, поиск покупателей производимой продукции и источников финансирования  – вот неполный перечень вопросов, которые решаются в рамках операций по торговому финансированию для поддержки экспортопродвижения отечественных предприятий.  Контакты: www.bta.kz; e-mail: sabyrbaev@bta.kz; 8 727 2500 666.                                                         
                                                                          
      Управляющий директор АО «Банк развития Казахстана»  Ауезбаева Т. сообщила, что с начала деятельности БРК одобрено  78 экспортных операций на сумму почти $1 269,0 млн. с участием Банка  в размере $656,1 млн., из которых 64% - это экспорт продукции сельского хозяйства, 12% - химическая продукция, 9% - текстильная и швейная промышленность. Средневзвешенная ставка составляет 13,3% годовых, срок - порядка 2 лет. Основные инструменты кредитования - это предэкспортное финансирование для резидентов РК и экспортное финансирование нерезидентов РК, при минимальной сумме кредита - $1 млн. Для увеличения экспортного потенциала предприятий Банк  впоследствии переходит от кредитования экспортных сделок к кредитованию инвестиционных проектов на расширение и модернизацию этих производств. Для обеспечения большей устойчивости проектов и снижению рисков Банк также сотрудничает с ГСК по экспортным операциям от неплатежа по политическим и коммерческим рискам в стране-импортере казахстанской продукции, и по зарубежным инвестиционным проектам – от неплатежа по политическим рискам в стране реципиенте. Контакты: www.kdb.kz; e-mail: info@kdb.kz; 8 7172 79 26 29.      
Привлекательность предприятий-экспортеров, как объекта кредитования для банков, была отмечена исполнительным директором HSBC банка в Казахстане Канапия А. во время дискуссии о доступности банковских кредитов в условиях  финансового кризиса. В настоящий момент HSBC  пересматривает концепцию своей работы в Казахстане и отходит от практики заимствования отечественным банкам, проявляя больший интерес кредитованию непосредственно предприятий реального сектора. Широкая филиальная сеть банка по всему миру позволяет ему увеличивать свою клиентскую базу за счет предоставления информации и финансовых услуг непосредственно покупателям казахстанской продукции. Банк  и ГСК разрабатывает схему взаимодействия (на конкретном проекте известного казахстанского предприятия) для диверсификации рисков всех взаимосвязанных сторон при финансировании экспортных операций. Контакты: www.hsbc.kz; e-mail: akanapiya@hsbc.kz; 8 727 327 95 42.      
Сотрудничество с банками является для ГСК стратегическим направлением, т.к. страхование рисков внешнеэкономической деятельности предприятий дополняет финансовую поддержку экспортных сделок со стороны банков и инвесторов. ГСК, в отличие от аналогичных зарубежных экспортно-кредитных агентств, и в соответствии с нашим законодательством, не осуществляет финансирования экспортных операций, отметил Председатель Правления  ГСК Амерходжаев Г.  В данной ситуации есть свое преимущество, т.к. экспортная сделка  проходит двойную экспертизу, при которой риски оцениваются  экспертами соответствующих подразделений как банка, так  и ГСК, что придает проекту большую устойчивость и гарантию возвратности кредита. Это положительный опыт государственно-частного партнерства по поддержке предприятий-экспортеров. Помимо традиционных услуг по страхованию коммерческих и политических рисков экспортных сделок, ГСК для усиления экономических позиций предприятий-экспортеров разработала новые продукты по страхованию операций по торговому финансированию внутри республики. Также  ГСК предлагает страхование иностранных инвестиций в республику, если они направлены на развитие экспортоориентированных производств. В перспективе ГСК продолжит поиск эффективных инструментов по поддержке предприятий на всех стадиях, от создания  казахстанской экспортной продукции до ее адаптации на зарубежных рынках. Именно, с этой целью ГСК инициировало проведение впервые для экспортеров и причастных структур этой специализированной конференции, которая позволит держать в постоянном фокусе всю цепочку вопросов развития экспортного потенциала. Контакты: www.kecic.kz; e-mail: info@kecic.kz; 8 727 250 00 21.
Модератором конференции был приглашен эксперт в области логистики и внешнеэкономической деятельности из России Травинский П.С., который на постоянной основе проводит для  участников ВЭД консультации и обучающие семинары. У многих участников  конференции были вопросы по таможенным процедурам, с которыми они сталкиваются при экспорте в Российскую Федерацию. Представителям республиканских таможенных органов г-н Травинский дал практические рекомендации,  в свете разработки дополнений и изменений в действующее таможенное законодательство. Контакты:  www.travinsky.ru; e-mail: petr@travinsky.ru;  +7 905 787 78 01.
Более подробно с выступлениями спикеров конференции можно ознакомиться на веб-сайте ГСК www.kecic.kz.
Участники конференции высказали пожелание о необходимости проведения такой конференции ежегодно, как рабочей площадки по обмену опытом и имеющимся у предприятий вопросам,  мониторингу действующего законодательства и своевременной разработке рекомендаций по различным аспектам развития  несырьевого экспорта. 
 
                                                               
Обзор материалов конференции подготовлен Хасеновой Гулнар - Заместитель Председателя АО «Государственная страховая корпорация по страхованию экспортных кредитов и инвестиций» Контакты: gulnarkh@kecic.kz; 8 727 250 00 21 (103).
 
 
 
 


Назад к списку пресс-релизов

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане