Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС)

Online котировки

Таможенный союз

Законодательство рк

участникам вэд

регулирование вэд

физическим лицам

Новости


О Казахстане

Транспорт

Положение Казахстана в центре евроазиатского континента предопределяет его значительный транспортный и коммуникационный потенциал в области транзитных перевозок и представляет интерес для многих стран мира.
Транспотрно-коммуникационный комплекс республики представлен:
1.     железнодорожным,
2.     воздушным,
3.     морским, речным,
4.     трубопроводным транспортом,
5.     сетью автомобильных дорог
6.     телекоммуникационными системами.

1.    Железнодорожный транспорт

 Железнодорожный транспорт является важнейшей составляющей частью производственной инфраструктуры Республики Казахстан. От его устойчивой и эффективной работы зависит стабильность экономики государства, обеспечение национальной безопасности, улучшение условий и уровня жизни населения.
Казахстанские железные дороги имеют достаточно разветвленную сеть, построенную еще во времена СССР. Все крупные города связаны постоянным пассажирским сообщением. Вместе с тем, огромные территории центральной части страны не охвачены железной дорогой совершенно.
Чтобы понять роль железной дороги в Казахстане достаточно нескольких примеров. На долю железных дорог приходится более 68% всего грузооборота и свыше 57% пассажирооборота страны. В железнодорожной отрасли занято более 125 тысяч человек, что составляет почти 1 % населения Казахстана.
Сегодня стальные магистрали Казахстана - это около 14 тысяч километров железнодорожных линий, 5 тысяч из которых двухпутные и около 4 тысяч - электрифицированные.
Наиболее развитые участки, где следует не менее 5-7 пассажирских поездов в день:
  •  Петропавловск - Кокшетау (Кокчетав) - Астана - Караганда - Алматы
  •  Алматы - Шымкент (Чимкент) - Кзыл Орда - Актобе (Актюбинск)
  •  Кустанай - Астана
  •  Астана - Экивастуз - Павлодар
Ежедневный фирменный экспресс с испанскими вагонами евростандарта, "Тулпар", следует из Астаны в Алмату. Состав сформирован из 12 вагонов класса "Турист", 3 вагонов класса "Бизнес", 3 вагонов класса "Гранд", 1 вагон-бара и 1 вагон-ресторана. Время следования в пути составляет соответственно 13 часов 12 минут и 13 часов 16 минут. Стоимость проезда в одну сторону немногим ниже, чем стоимоcть авиаперелета.
Менее значимые линии (1-2 поезда в день):
  •  Алматы - Актогай - Семей (Семипалатинск)
  •  Алматы - Кзыл Орда - Актау (Шевченко)
  •  Актобе (Актюбинск) - Атырау (Гурьев)
  •  Актобе (Актюбинск) - Уральск
Ежегодно за счет железнодорожного транспорта формируется значительная доля валового внутреннего продукта страны и налоговых поступлений в государственный бюджет.
Железнодорожная отрасль Казахстана является высокорентабельной, динамично развивающейся сферой, производственный, финансовый и технический потенциал которой стабильно увеличивается в последнее время.
Кроме того, железная дорога находится в стадии целенаправленных структурных реформ, рассчитанных на превращение этой стратегической отрасли в гибкий, мобильный сегмент транспортного рынка Республики.
Следование курсом реформ, постепенное наращивание производственных возможностей позволяют железнодорожному транспорту Казахстана оставаться самым крупным и успешно развивающимся сектором транспортного рынка страны, сохраняющего репутацию самого надежного и безопасного вида транспорта.


Протяженность автодорог общего пользования – 83,3 тыс.км, из них республиканского значения – 17,7 тыс.км. В силу больших размеров страны, автобусное сообщение, как и в России, достаточно ограничено. Автобусы курсируют от городов к райцентрам, но довольно редки на дальних маршрутах. Гораздо более компфортно и быстро путешествовать по Казахстану на поезде.
В нынешних условиях социально-экономического развития страны, постоянно расширяется сфера применения автомобильного транспорта. Проведение структурных преобразований в экономике, вызванные решением задач по удвоению ВВП неизбежно приведут к необходимости повышения качества и пропускной способности, автомобильных дорог, вызванной ростом автомобильных перевозок к 2010 году с 33 до 55 миллиардов тонно-километров
В настоящее время предоставление услуг в данной отрасли полностью передано в конкурентную среду.
Основные приоритеты развития автомобильных дорог были определены Государственной программой развития автодорожной отрасли на 2001-2005 годы. За время реализации программы было реконструировано и отремонтировано более 11 тыс. километров автомобильных дорог республиканского значения.
Одним из крупнейших проектов отрасли является проект NELTI по перевозке грузов на маршруте Пекин – Берлин – Брюссель, который реализуется в рамках кластера «Транспортно-логистические услуги»


Морское судоходство осуществляется по Каспийскому морю.
Основные морские порты – Актау и Баутино, через которые имеется прямой выход в Иран и Азербайджан.
Перспективный рост грузопотоков потенциально ориентированный на морские порты должен предусматривать стратегическую значимость создания портовой инфраструктуры, способной обеспечить необходимый комплекс услуг, адекватно увеличивающемуся объему грузов.
На ближайшую перспективу общий объем перевозок на Каспии увеличится до 70 млн. тонн, в том числе по нефти до 50 млн. тонн, по сухим грузам до 20 млн.тонн. При этом объемы перевозок нефти через казахстанские порты к 2015 году составят 38 млн.тонн в год, а сухих грузов порядка 3 млн.тонн.
Министерством транспорта и коммуникаций Республики Казахстан проводится целенаправленная политика по развитию портов Каспийского побережья с расширением существующего морского порта Актау, полноценным созданием портов Курык и Баутино:
Реализация проекта расширения порта Актау в северном направлении будет осуществляться по принципу государственно-частного партнерства с участием компании Мобилекс. Реализация указанного проекта позволит увеличить производственные мощности порта Актау по нефтеналивным грузам до 20 млн. тонн и по сухим грузам – до 3 млн. тонн в год.
В рамках Государственной программы освоения казахстанского сектора Каспийского моря, в порту Баутино ведется строительство береговой базы поддержки морских операций, стационарной станции для заправки судов, базы чрезвычайного реагирования. В настоящее время в порту Баутино компанией «ТенизСервис» эксплуатируется причал по отгрузке камня для строительства искусственных островов в Северном Каспий.
Порт Курык в перспективе необходимо рассматривать как экспортоориентированный терминал, обеспечивающий участие Казахстана в проекте транспортировки нефти по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан. Национальной компанией «Казмунайгаз» разрабатывается комплексная программа развития порта Курык. В рамках данной программы планируется создание нефтеналивного терминала с выносными нефтепричалами для приема крупнотоннажных судов
 

Воздушный транспорт республики представлен Национальной акционерной авиакомпанией "Эйр Казахстан" и рядом других авиакомпаний ("Азамат", "Саяхат" и др.).  Внутренние авиаперевозки осуществляет более десятка компаний, среди которых реально значимы Эйр Казахстан, Эйр Астана. Регулярные рейсы осуществляются со следующими городами: Алматы, Астана, Актау, Петропавловск, Кустанай, Джезказган, Семипалатинск и ряд других. Налажены регулярные авиасообщения с Турцией, Китаем, Индией, Германией, Австрией и другими странами.
Объем грузо- и пассажироперевозок воздушным транспортом Республики Казахстан имеет положительную динамику, обусловленную многими факторами, в частности:
  • развитием крупных хабов в городах Астана, Алматы и Атырау
  • обновлением авиапарка национального перевозчика
  • модернизацией радиотехнического и аэронавигационного оборудования
  • привлечением транзитных рейсов крупных международных авиакомпаний
Продолжается работа по:
  • упрощению процедур контроля при пересечении государственной границы
  • внедрению компьютеризированных систем регистрации и мониторинга перемещения товаром и транспортных средств
  • внедрению автоматизированных систем управления движением
  • присоединению Казахстана к основным международным соглашениям и конвенциям, направленным на облегчение осуществления международных перевозок.
За последние годы государством особое внимание уделялось реализации крупных инвестиционных проектов в авиационной отрасли включающих в себя:
  • строительство нового аэропортового комплекса г.Астана,
  • новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту г. Атырау,
  • современного пассажирского терминала в Алматинском аэропорту
  • реконструкцию взлетно-посадочной полосы в аэропорту г.Актобе
     
5.    Телекоммникационная система

Телекоммникационная система Казахстана представлена национальной акционерной компанией "Казтелеком". После обретения Казахстаном независимости и перехода экономики республики на рыночные формы в 1994 году на базе предприятий и организаций электросвязи Министерства связи Республики Казахстан была создана Национальная акционерная компания «Казахтелеком», которая в феврале 1997 года была перерегистрирована как открытое акционерное общество. На сегодня это один из наиболее динамично развивающихся «телекомов» на постсоветском пространстве. Компания имеет свои региональные подразделения во всех областях страны, осуществляя социальную миссию предоставления услуг связи населению на всей территории Казахстана. «Казахтелеком» — единственный в республике оператор, предоставляющий услуги сельской связи. Компания также имеет эксклюзивные права на предоставление услуг междугородней и международной связи.
Положено начало оптоволоконной сети, что позволит обеспечить высокоскоростную передачу материалов на уровне мировых стандартов.
 
 
наверх >> 

Вопросы и ответы

Таможенные услуги

полезная информация

информационное бюро

партнеры

о нас

о Казахстане